Двести пятьдесят делегатов-имамов республики единогласно проголосовали за кандидатуру Самигуллина. Притом, что на пост муфтия претендовали еще двое: 86-летний Харис хазрат Салихзянов и глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийского муфтията) Фарид Салман (Хайдаров). Видимо, и они отдали свои голоса Камилю Самигуллину. А зачем выдвигались, спрашивается? «Для видимости соблюдения демократических процедур», должны, в принципе, нам ответить. Еще в момент назначения Камиля Самигуллина исполняющим обязанности муфтия Татарстана стало понятно, что вскорости съезд единогласно легитимизирует его в качестве главы мусульман уже без приставки «ио».
Вопрос о выборе нового муфтия был достаточно болезненным для властей Татарстана. После ухода со своего поста Ильдуса Файзова, который стал настоящей головной болью для руководства Татарстана и всей уммы, многие вздохнули с облегчением.
Сам Файзов пришел на место Гусмана-хазрата Исхакова после того, как тот покинул пост муфтия «по собственному желанию». Причиной явилось чрезвычайное происшествие, которое произошло в Нурлатском районе республики в конце 2010 года, где якобы три молодых человека (участники радикального исламского подполья) забаррикадировались в частном доме, полном оружия и боеприпасов, и оказали вооруженное сопротивление сотрудникам силовых оперативных ведомств. По традиционной схеме, убитым юношам «повесили» «подготовку совершения терактов на территории Татарстана», «попытку свержения действующей власти» и «создание экстремистской группировки с целью создания халифата в Волго-Уральском регионе»…
Виновным фактически был назначен действующий муфтий, обвиненный в поддержке салафитского лобби в Татарстане, хотя несколькими месяцами ранее он был переизбран на новый, четвертый по счету срок. В статус «ио» тогда вступил первый заместитель муфтия Ильдус Файзов, который, по наблюдению информированных людей, предпринимал действия по смещению своего шефа. «Есть план, будет и победа!».
Ильдус Файзов обязывался многое поменять в стратегии и практике Духовного управления, обещал повести «беспощадную войну против ваххабитов и радикальных элементов». И войну он действительно повел, но только против тех, кто смел ему перечить, критиковать, стоять на его пути и мешать «благородной миссии борьбы с религиозным экстремизмом». В конечном итоге новоизбранный муфтий противопоставил себя всей умме, да еще столкнулся с правящей элитой Татарстана. Понимая, что другого пути, кроме как огульной критики Татарстана в ваххабизме и салафизме и апелляция к Москве у него нет, он окончательно перестраивается на рельсы конфронтации как с мусульманским сообществом, так и с татарской интеллигенцией.
С многочисленных высоких и не очень трибун, в интервью, устами своей небольшой группы сторонников-«исламоведов» он обвиняет республику и его руководство в поддержке экстремистов-исламистов и открыто призывает федеральные власти вмешаться в ситуацию. А то он один не управится, а регион может перехватить эстафету у Северного Кавказа и заполыхать салафитским пламенем… Эти обвинения были настолько смехотворны и безосновательны, что даже у упертых исламофобов вызывали легкую улыбку. Так и вспомнилось: ври, да не завирайся!
После долгих переговоров, перетягиваний каната, торга Ильдус Файзов, который де-факто не исполнял последние месяцы обязанности главы ДУМ РТ, также как и его предшественник Гусман Исхаков написал заявление по собственному желанию. Ирония судьбы, не меньше…Что интересно, первый обосновался в настоящее время в Катаре, а второй в Турции.
Новым муфтием из пула претендентов был выбран молодой Камиль Самигуллин, который руководил до этого издательским отделом ДУМ РТ и служил имамом одной из мечети окраины Казани.
О возможных причинах выбора именно его фигуры я писал ранее в статье «Москва – как много в этом слове для сердца муфтия?» и не будем подробно останавливаться на этом.
Главное, что в истории татарстанской уммы начата новая страница. Что на ней будет начертано — покажет время.
Но очевидно, что простым это повествование не будет. Пожелание одно, чтобы с новым муфтием поменялись и методы работы, чтобы изменилось не только фасадная часть, но и внутреннее содержание.
Руслан Айсин, политолог.