Закрыть

Разное

Вербное воскресенье – это один из наиболее значимых православных праздников

 
Каждый год Вербное воскресенье выпадает на разные числа и празднуется за неделю до Пасхи или в шестое воскресенье Великого поста. В 2018 году отмечать будем 1 апреля. У праздника несколько названий — Вход господень в Иерусалим, Вербное воскресенье и Пальмовое воскресенье. Расскажем об этом подробнее.
История праздника
Верующие люди говорят, что правильнее этот день стоит называть Пальмовым воскресеньем. И вот почему: согласно легенде, в 30 году нашей эры Иисус прибыл на своем верном осле в Иерусалим. Первым делом Спаситель отправился в храм, где исцелил страждущих от болезней и порч. Благодарности народа не было предела. Христа одарили одеждой и пальмовыми ветвями. Дело в том, что пальма у древних евреев считалась священным растением. Люди верили, что только она передавала земле магическую силу и, главным образом, влияла на плодородие.

Вербное воскресенье 2018: когда, какого числа, приметы, обычаи и обряды

Однако христиане жили и в северных широтах – там, где нет тропических растений. И поэтому в России пальму заменили на вербу – предвестник весны. В Италии символом праздника считаются оливковые деревья. Во Франции – розмарин.

Православная церковь уделяет празднику особое внимание неспроста. В этот день Христа встречали, аплодируя. До этого он три года ходил по городам с проповедями и зачастую ему негде было переночевать. Люди сторонились Спасителя. Не понимали, что перед ними сам Сын Божий. В Пальмовое воскресенье все изменилось.

Традиции

Главный символ праздника – веточки вербы. Верующие ломают их в субботу вечером и приносят в дом. Утром в воскресенье растения освещают в церкви. Считается, что после этого они становятся волшебными и оберегают от злых духов. Вербу также давали домашнему скоту. Если животное поест священное растение – это избавит от болезней.

К обеду все собирались за столом. Хозяюшки подавали каши, гречневые блины и постную выпечку. Мясо исключено. Отмечать Вербное воскресенье не принято. Праздник, напомним, выпадает на дни Великого поста – период, когда душа очищается перед Богом. Поэтому чем тише пройдет – тем лучше.
Уборка в Вербное воскресенье не приветствовалась. Женщинам даже запрещалось шить и вязать. Разрешалось пересаживать комнатные растения. Эта традиция сулила богатство.

Веточками вербы лечили. Для этого предки хлестали больного человека по спине, приговаривая слова:
«Верба, верба, вербочка,
Золотая вербочка.
А я вербой похлещу,
И скажу присловье:
Верба, дай, здоровья!». 

Эта традиция избавляла от болезней. А к женщинам, которые не могли забеременеть – прилетал аист.

Вербное воскресенье 2018: традиции, как правильно святить вербу

Куда девать освященную вербу

Выбрасывать веточки вербы после праздника нельзя. В церкви советуют оставлять их дома возле икон и ровно через один год сжигать — избавляться от негативной энергии, накопленной за 12 месяцев.

Также разрешается относить растение обратно в церковь и даже спускать по реке. А в Польше, Сербии и Беларуси вербу относили на могилы к умершим предкам. Главное, нельзя выбрасывать. Это предвещало бедность и болезни.

Приметы

  • Если в Вербное воскресенье тепло и сухо – летом будет большой урожай фруктов.
  • Дует ветер – ждать холодного лета.
  • Ударил мороз – год принесет много пшеницы.
  • Количество распустившихся сережек также служило показателем будущего урожая.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи, передает портал Wordyou. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя, или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с= жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!» В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!» А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова»… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба у нас в России то же, что пальмовая ветвь Палестины, уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Вход Господень в Иерусалим. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Италия, середина XII в. Вход Господень в Иерусалим. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Италия, середина XII в.

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV — начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе — оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

Немало примет связано и с веточками вербы:

  • Если хочешь быть здоров, постучи по телу вербовым букетом.
  • Если девушка хочет выйти поскорее замуж, то до рассвета ей надо наломать веток молодой вербы, положить их у изголовья кровати и весь день думать о любимом человеке.
  • Чтобы удача сопутствовала в делах, нужно съесть три освященных почки вербы.
  • Чтобы защитить дом от бед, надо спрятать вербу над входной дверью.
  • Чтобы избавиться от головной боли — вплести вербу в волосы.
  • Сломать нечетное число веточек вербы — к здоровью,  четное — к беде.
  • Выбросить сорванные веточки вербы — позвать к себе неудачу.
  • Найти на дороге вербу и взять ее в руки — к болезням.

Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях