Закрыть

История

Ученые открыли секрет долгой и здоровой жизни: ешьте меньше

 

Раз и навсегда сократив ежедневное потребление калорий, вы можете серьезно изменить свою жизнь в лучшую сторону, утверждается в ряде научных исследований. Джули Маттисон из американского Национального института проблем старения (NIA) предполагает, что наступит время, когда биологические часы человека будут отсчитывать совсем не те годы, которые сейчас называют возрастом.

Женщина-ученый предвидит время, когда хронологический возраст будет тикать с каждым годом, но биологический возраст можно будет перевести, чтобы разница в возрасте перестала иметь значение, как сейчас.

Звучит необычно, но наше общество уже добилось больших успехов в достижении этой цели, благодаря достижениям в медицине и улучшению здорового образа жизни.

Например, в 2014 году медицинское исследование в США показало, что 16% людей в возрасте от 50 до 64 лет каждый день страдают от хронических заболеваний. Тридцать лет назад этот процент составлял 23%.

Другими словами, вместе с увеличением продолжительности жизни увеличивается продолжительность именно здоровой жизни. Жизнь прибавляется к годам, а не годы к жизни.

Так что же нам нужно сделать, чтобы увеличить длительность и качество жизни еще больше? У исследователей по всему миру есть самые разные идеи на этот счет.

Однако для Маттисон и ее коллег ответ таков: надо внести в свою диету очень простые изменения. По их словам, главное — уменьшить количество пищи у себя на тарелке, то, что ученые называют «ограничение в калориях».

Предлагаемая диета не ограничивается простым отказом от жирной пищи или периодами самоограничений. Речь идет о том, что постепенно и осторожно уменьшить порции обычно съедаемой пищи и больше никогда не увеличивать их.

Связь между продолжительностью жизни, здоровьем и количеством еды была замечена учеными еще в 30-х гг. прошлого века. Они обратили внимание на то, что недокормленные мыши реже болеют и у них снижается риск раковых заболеваний.

В общем, вполне доказано, что в царстве животных ограничение в калориях — это лучшее лекарство от разрушительного воздействия возраста на организм. Возможно, то же самое может сработать и у людей?

Мысль о том, что то, что человек ест, определяет его здоровье, несомненно уходит корнями глубоко в прошлое. Но, как это часто бывает в любой научной дисциплине, первые подробные наблюдения этой связи пришли из Древней Греции.

Гиппократ, один из первых врачей, заявил, что болезни это естественные, а не сверхъестественные процессы, и что многие заболевания были связаны с обжорством; толстые греки, как правило, умирали раньше худых, это было очевидно и записано на папирусе.

В конце 15 века Альвис Корнаро, немощный аристократ из маленькой деревни недалеко от итальянской Венеции, решил проверить одну старую мудрость на себе.

Корнаро в возрасте 40 лет ел только 350 граммов еды в день, что будет равно примерно 1000 калорий. Он ел хлеб, панателу или бульон с яйцами. Из мяса он выбрал телятину, козу, говядину, куропаток и домашнюю птицу. Покупал рыбу, пойманную в местных реках.

Воздерживаясь в количестве, но не в разнообразии, Корнаро заявил, что добился «идеального здоровья» к моменту своей смерти спустя 40 лет. Считается, что он умер в 84 года — что внушительно для 16 века, когда люди в 50–60 лет считались стариками.

Он утверждал, что, получив дополнительный прилив сил на старости лет, пожилые люди, в полной мере владеющие своими умственными способностями, смогут передать его учения и дальше.

Долгосрочные испытания, которые следуют за людьми с раннего возраста до самой смерти, являются редкостью.

«Я не представляю, чтобы исследование продолжительности человеческой жизни могло стать финансируемой исследовательской программой, — говорит Мэттисон. — Даже если взяться за людей в возрасте 40–50 лет, потребуется еще 40–50 лет на исследования».

Кроме того, обеспечить, чтобы посторонние факторы — физические упражнения, курение, лечение, состояние ума — не влияли на конечные результаты исследования, практически невозможно для наших социальных и культурно сложных видов.

Вот почему в конце 1980-х годов было инициировано два независимых долгосрочных исследования — одно в NIA, а другое в Университете Висконсина — для изучения ограничения калорий и старения у обезьян-резусов. Мы не только разделяем 93% ДНК с этими приматами, мы и стареем точно так же.

Постепенно, после среднего возраста (около 15 лет у обезьян-резусов), спина начинает болеть, кожа и мышцы начинают провисать, а где они все еще растут, они становятся не черновато-коричневыми, а серыми. Сходства проникают глубже. У этих приматов проявление рака, диабета и сердечно-сосудистых заболеваний набирает обороты с возрастом.

«Это отличные модели для изучения старения», говорит Розалин Андерсон, геронтолог из Университета Висконсина.

И их легко контролировать. Их кормили специально изготовленным печеньем, поэтому диеты 76 обезьян в Университете Висконсина и 121 в NIA были приспособлены к их возрасту, весу и естественному аппетиту.

Американцы в течение 10 лет кормили контрольную группу обезьян рационом, который был на 30% меньше, чем у другой группы. Недокормыши формировались более мелкими по размеру, были худыми (стройными!), у них замедлялся обмен веществ и снижалась общая температура тела.

А снижение температуры всего на один градус Цельсия продлевает жизнь в 3-4 раза!

«У нас пониженная заболеваемость диабетом и снижение заболеваемости раком в группах CR», — говорит Мэттисон.

В 2009 году в Университете Висконсина были опубликованы аналогичные впечатляющие результаты. Их обезьяны с ограниченным рационом не только выглядели моложе — имели больше волос, меньше седин, больше коричневого, меньше серого — своих питающихся стандартно коллег, они были здоровее и внутреннее, болели меньше.

Процент появления аденокарциномы кишечника уменьшился вдвое. Риск сердечно-сосудистых заболеваний — тоже.

И хотя 11 обезьян из группы, получающей все сполна, получили диабет, а 5 — предварительное диабетическое состояние, регуляция глюкозы в крови выглядела здоровее среди всех обезьян с ограниченным рационом. Им был не страшен диабет.

В общей сложности только 13% обезьян в группе с ограниченным рационом умерли от связанных с возрастом заболеваний в 20 лет. В группе обезьян ad libitum (которые получали полный рацион), 37% умерли к этому возрасту, почти в три раза больше. В 2014 году обновление исследования показало: процент остался таким же.

«Мы продемонстрировали, что старением у приматов можно манипулировать», говорит Андерсон. «Об этом отчасти молчат, потому что это очевидно, но концептуально это очень важно; это значит, что само старение является разумной целью для клинического вмешательства и лечения».

Наверняка вы заметили, что выводы ученых основываются на экспериментах со зверушками. Мы можем иметь общую цепочку ДНК с мушкой дрозофилой, но это не повод отождествлять себя с насекомыми или свиньями, органы которых наиболее близки к человеческим. Для глобальных выводов нужны эксперименты на человеке, а они запрещены.

И, тем не менее, ученые наблюдают за последствиями ограничительных диет, когда врачи сажают на них своих пациентов.

Было замечено, что уменьшение рациона на 25% от нормы снижает риск развития болезней Паркинсона и Альцгеймера, а также тормозит угасание человеческого мозга, т.е. увеличивается продолжительность жизни человека. Особенно этот эффект заметен в пожилом возрасте.

А потому главный вывод, который должен сделать каждый человек: во всем важна мера.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях