Закрыть

Праздники и приметы

4 июня почитается память святых отцов ІІ Вселенского Собора

 
4 июня почитается память святых отцов ІІ Вселенского Собора itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

Память святых отцов Второго Вселенского Собора, который ежегодно чтится 4 июня, занимает особое место в истории христианства. Этот важный собор был созван в 553 году в Константинополе по инициативе императора Юстиниана I. В его итогах было принято шестнадцать канонов, которые впоследствии вошли в свод правил Восточных Церквей. Эти решения касались различных аспектов церковного учения и жизни, включая доктрину о Святой Троице и единстве Христа как Бога и человека. Второй Вселенский Собор по праву считается одним из ключевых этапов становления и укрепления христианской веры.

Что важно знать о празднике

В 381 году, спустя более полувека после Никейского Собора 325 года, состоялся Второй Вселенский Собор, который окончательно закрепил победу Православия в борьбе с арианскими и смежными ересями. Это заседание стало важным этапом в укреплении учения о Святой Троице и защите истинной веры от новых искушений.

После Никейского Собора арианство не исчезло полностью. Македоний, выступая против савеллиан — последователей учения, утверждавших единство ипостасей Отца и Сына — ввел новый термин «подобосущен» применительно к Сыну по отношению к Отцу. По мнению современников, эта формулировка была обманчивой и опасной, поскольку Македоний претендовал на борьбу с арианами, в то время как его учение было по сути полуареанским. Македониане отвергали истинное единство и божественность Святого Духа, считая Его отдельным от Отца и Сына.

Другим значимым противником православного учения стал Аеций, проповедовавший, что Отец и Сын обладают разными существами — «иносущен», то есть несходным по природе. Его ученик Евномий пошел еще дальше, настаивая на иерархической зависимости: Сын подчиняется Отцу, а Святой Дух — Сыну. Евномий отвергал традиционное крещение во имя Пресвятой Троицы, крестя своих приверженцев на «смерть Христа», тем самым искажая главные таинства Церкви.

Перед собравшимися епископами стояла задача: определить, что есть истинное учение о Боге и Его Лицах, чтобы предотвратить дальнейшее разложение веры. Святые отцы постановили отвергнуть ложные учения и утвердить догмат, что Святой Дух есть единосущный с Отцом и Сыном, «животворящий Господь», с Ними вместе почитаемый и славимый. Таким образом Второй Вселенский Собор не только закрепил положения Первого, но и дополнил их, утвердив Никео-Цареградский Символ веры, который остается фундаментом православного исповедания и поныне.

В эти непростые времена для христианства собор стал надежной крепостью, сохранившей единство Церкви и чистоту апостольского учения. Борьба с новыми формами арианства и полуарианства была решающей в обеспечении духовной целостности веры, защитой от фальсификаций и расколов.

Второй Вселенский Собор, история

Второй Вселенский Собор

В конце IV века христианский мир столкнулся с серьезной угрозой – распространением новых ересей, которые искажали основополагающие истины веры. Именно тогда, по инициативе святого царя Феодосия Великого, в Константинополе был созван Второй Вселенский Собор — историческое собрание 150 епископов, призванное защитить Православие от опасных учений и закрепить догматы, которые сохранили единство Церкви.

Одной из главных задач Собора стала борьба с так называемой «третьей ересью», возникшей на базе учений Валента и Урсакия. Эти учителя пытались убедить церковных отцов отказаться от слова «единосущный» применительно к Сыну Божию, ссылаясь на якобы отсутствие термина «существо» в Священном Писании. Они утверждали, что Сын исходит от Отца и подобен Ему, но не является творением, как учили ариане. Однако их попытка пересмотреть каноническое понимание природы Христа была решительно отвергнута.

Кроме того, Собор осудил и другие ложные учения, среди которых особенно выделялось учение Аполлинария — по его мнению, плоть Спасителя была лишена человеческой души, а ее функции исполняло Божье Слово. Это, по мнению православных, означало «мертвость» божественного тела в течение трех дней страданий Христа, что противоречит учению о полноте Его человеческой природы.

Святой Феодосий Великий, собравший этот исторический синод, стремился не только отвергнуть ереси, но и утвердить единое исповедание веры. Главное внимание уделялось роли Святого Духа. В Римском соборе того времени епископ Антиохийский Павлин представил послание от святого папы Дамаса, в котором было ясно провозглашено, что Дух Святой не служит, а является Животворящим Господом, исходит от Отца и с Отцом и Сыном одинаково почитается. Эти слова были подтверждены соборным решением, которое укрепило догмат о Троице.

Важной вехой стало дополнение Никейского Символа веры, принятого на Первом Вселенском Соборе. Тогда еще не было необходимости подробно рассматривать божественность Святого Духа, поскольку учение, оспаривающее Его божественность, еще не существовало. Однако во II Соборе вероисповедание было расширено и оформлено в так называемый Никео-Цареградский Символ, который сохраняется и сегодня как основа православной веры.

Помимо догматических решений, Второй Вселенский Собор установил церковные правила, в частности, порядок приема в лоно Церкви тех, кто раскаялся в ереси. Еретиков, крещенных по триединому обряду, принимали через таинство миропомазания, а тех, кто получил лишь однократное крещение, воспринимали как язычников.

Святитель Григорий Богослов на Соборе выразил суть православного понимания Троицы словами: «Безначальное Начало и Сущее с Началом — един Бог. Их сущность — едина, и нет разделения ни временем, ни волей, ни мощью». Эти слова стали краеугольным камнем православного богословия.

На фоне распрей и множества разногласий, собравшиеся в Константинополе отцы Церкви ясно дали понять, что именно через утверждение единства Бога в Троице Христос открыл человеку полноту божественной истины. Победа над арианством и другими ересями укрепила фундамент Православия, обеспечив сохранение церковного единства и верности апостольскому учению.

Впоследствии борьба с арианскими и подобными им учениями продолжилась и в других регионах, включая юг Европы. В частности, богословы Испании и Франции стремились подчеркнуть единство Сына и Отца, что привело к добавлению в Символ Веры формулировки о происхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Восточная же традиция сохраняет более древнее понимание, основанное на Евангелии и решениях Второго Собора.

Таким образом, Второй Вселенский Собор стал знаковым событием для всего христианского мира, закрепившим основы православной веры, защищающим Церковь от искажений и поддерживающим единство верующих в Истине.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях