Праздники и приметы
4 июня почитается память святых отцов ІІ Вселенского Собора
- Иван Синевский
- Тема: Православие Праздники
Память святых отцов II Вселенского Собора, который отмечается 4 июня, важна для Христианства. Этот собор состоялся в 553 году в Константинополе по инициативе императора Юстиниана I. Его результатом стали 16 канонов, вошедших в Кодекс канонов Восточных Церквей. Эти каноны затрагивали различные аспекты веры и практики Церкви, включая учение о Троице и о Христе как Боге и человеке одновременно. Собор считается одним из ключевых событий в истории Христианства.
Что важно знать о празднике
Во втором Вселенском Соборе, который произошел в 381 году, была закреплена победа Православия, достигнутая на первом Вселенском Соборе в 325 году.
После Никейского собора арианская ересь возобновила свое влияние. Македоний, выступая против савеллиан, которые утверждали о слиянии ипостасей Отца и Сына, начал использовать термин «подобосущен» по отношению Сына к Отцу. Эта формулировка была опасной, так как Македоний пытался представить себя как противника ариан, использующих термин «подобен Отцу». Кроме того, македониане, или полуариане, колебавшиеся между Православием и арианством, отрицали Святого Духа, утверждая его разделенность с Отцом и Сыном.
Второй еретик, Аеций, ввел понятие «иносущен», утверждая, что Отец имеет совершенно отличное существо от Сына. Его ученик Евномий проповедовал о иерархической подчиненности Сына Отцу и Святого Духа Сыну. Он отвергал крещение в Имя Отца, Сына и Святого Духа, крестя своих последователей на «смерть Христа».
Второй Вселенский Собор, история
На Аримонском Соборе возникла третья ересь, вытекающая из учения Валента и Урсакия. Они пытались обмануть православных епископов, утверждая, что Сын Божий исходит от Бога и подобен Богу Отцу, и не является творением, как учат ариане. Однако под предлогом отсутствия термина «существо» в Священном Писании, еретики предлагали отказаться от использования термина «единосущный» относительно Сына к Отцу.
Помимо этих трех основных ересей, существовало и множество других ложных учений. Еретик Аполлинарий учил, что плоть Спасителя, взятая с Неба из чрева Отца, лишена человеческой души и разума; отсутствие души компенсировалось Словом Божиим, в результате чего божество оставалось «мертвым» в течение трех дней.
Для справедливого осуждения источников ереси, святой царь Феодосий Великий (379-395) созвал Вселенский Собор в Константинополе, на котором присутствовали 150 епископов. Главным вопросом на повестке дня было утвержденное на Римском соборе исповедание веры, направленное епископом Антиохийским Павлином от святого папы Дамаса. После внимательного рассмотрения свитка, святые отцы единогласно отвергли ложное учение Македония и подтвердили апостольское учение о том, что Дух Святой не является служебным существом, а есть Животворящий Господь, исходящий от Отца, со Отцом и Сыном вместе поклоняемый и прославляемый. Для борьбы с прочими еретическими учениями, такими как евномианство, арианство и полу-арианство, святые отцы подтвердили Никейский Символ Православной веры.
В Никейском Символе, принятом на I Вселенском Соборе, не было упоминания о Божественном достоинстве Святого Духа, поскольку тогда не существовало учения, оспаривающего Его божественность. Поэтому на II Вселенском Соборе святые отцы дополнили Никейский Символ новыми пунктами, окончательно сформулировав и утвердив Никео-Цареградский Символ веры, который исповедуется всей Православной Церковью и по сей день.
Кроме того, Второй Вселенский Собор установил правила церковного суда и решил принимать в общение через Таинство Миропомазания тех еретиков, которые раскаиваются и принимают крещение во Имя Святой Троицы, в то время как тех, кто крестился однократным погружением, принимать как язычников.
Святитель Григорий Богослов (память 25 и 30 января) на Соборе изложил Православную веру следующим образом: «Безначальное Начало и Сущее с Началом — Един Бог. Однако отсутствие начала или рождения не является сущностью Безначального. Потому что сущность определяется не отсутствием, а присутствием — это положение, а не отрицание. Начало не отделено от Безначального, так как быть началом не определяет сущность, как и быть безначальным; это относится только к существу, а не является самим существом. Сущее с Безначальным и с Началом — это нечто единое, то же самое, что и Они. Отец — для Безначального, Сын — для Начала, Дух Святой — для Сущего вместе с Началом; их сущность в Троице — Бог. Единство — в Отце, из Которого и к Которому они возводятся, не сливаясь, но пребывая вместе с Ним, не разделяемые ни временем, ни волей, ни мощью».
В те времена, когда сто пятьдесят епископов собрались на Собор в столицу будущей Восточной Римской империи, Православная Церковь переживала становление. В разных уголках христианского мира возникали различные учения, угрожавшие не только распространением заблуждений, но и нарушением церковного единства. Для защиты Церкви — земного Тела Христова — от расколов и искажения евангельской проповеди пастырям Церкви предстояло определить ясные, доступные всем догматические основы христианства.
Самым важным вопросом было понимание сущности Бога и единства Лиц Пресвятой Троицы. С пришествием Иисуса Христа Бог более полно раскрыл Свое существо. Споры о вере для отцов Церкви были исполнением воли Бога. Для епископов, собравшихся в Константинополе, утверждение общих основ учения о Боге было жизненно важным.
Это был уже Второй Собор в истории Церкви, созванный после победы Православия на первом Соборе. Он получил признание как Вселенский из-за значимости принятых на нем решений. Поводом для созыва послужило распространение еретических учений, связанных с арианством, евномианством, аномеями, евдоксианством и другими. Собор разобрался в этих учениях и утвердил правильное понимание единства Лиц Святой Троицы.
Победа над арианством в восточной части православного мира играла важную роль в истории христианства. В дальнейшем, в странах южной Европы, таких как Испания и Франция, возникла необходимость противостоять арианству, которое ослабляло божественную природу Спасителя. Это привело к добавлению нового положения в апостольский Символ Веры, утверждающее, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына.
Испанские и французские богословы стремились подчеркнуть единство Сына и Отца, однако их интерпретация привела к неточному толкованию Евангелия. Эвангелие содержит ясные указания о том, что Святой Дух сходил от Отца к Сыну в облике голубя при крещении Иисуса в Иордане, и был послан к ученикам Христа как Утешитель по ходатайству Спасителя перед Богом Отцом до времени Второго Пришествия.
Восточное Православие, с его торжественной победой над арианством, защитило Церковь от искажения основ христианской веры.