Шармин Обайд – Чиной, включенная в 2012 году журналом «Тайм» в список 100 самых влиятельных людей планеты, родилась и выросла в Карачи, а образование получила в Америке. В настоящее время режиссер живет в Канаде и Пакистане и снимает фильмы, посвященные гражданским правам и правам женщин на своей родине и в других мусульманских странах. Кроме того, она занимается проблемами беженцев из Саудовской Аравии, Сирии, Восточного Тимора и Филиппин. Более десяти ее фильмов получили международные награды.
Шармин начала снимать фильмы в 21 год. Не имея режиссерского образования, она, благодаря своему трудолюбию и мужеству, за короткое время стала одним из наиболее ярких явлений в пакистанской кинодокументалистике. Первый ее фильм «Дети талибана» (2002 г.), рассказывающий об обездоленной жизни афганских детей в лагерях для беженцев, был отмечен сразу тремя международными наградами. В 2007 г. международным журналистским сообществом Шармин Обайд-Чиной было присвоено звание «Журналист года».
В 2010 году Шармин получила премию Эмми за свой фильм «Пакистан: Дети талибов». В нем она показала, как война с террором создала целое радикальное поколение на ее родине. Для создания этой ленты Шармин во многих деревнях и беженских лагерях по всей стране. Ее умение показать людские судьбы иллюстрируется в картине, в которой Шармин рассказывает о жизни двух подростков, бывших лучшими друзьями. После того, как их медресе попало под обстрел пакистанской армии и американских ракет, один из мальчиков хочет присоединиться к талибам в отместку за нападение, в котором умер его двоюродный брат. Другой во всем обвиняет Аль-Каиду и хочет присоединиться к пакистанской армии, чтобы избавить страну от ее влияния.
Вершиной режиссерского успеха Шармин Обайд-Чиной стало получение в прошлом году премии Оскар за ее последний фильм «Сохранить лицо».
«Во время объявления номинаций мы с моим мужем и командой были в офисе. Мы сгрудились вокруг моего компьютера», — рассказывает Шармин. «Увидев название «Сохранить лицо» на веб-сайте Академии, мы разразились криками радости.»
Шармин является первой пакистанкой, признанной «Академией Грез». «Это как раз то, из чего создаются мечты»- говорит она. Главный герой фильма, британо-пакистанский пластический хирург доктор Мухаммад Джавад, путешествует по всему Пакистану. Мухаммад лечит людей, ставших жертвами атак серной кислотой. Как утверждает статистика, в Пакистане каждый год происходят сотни преступлений с применением этого «оружия». Также существует множество незарегистрированных случаев в отдаленных районах страны.
Идея фильма пришла кодиректору Шармин Даниилу Юнгу. «Преступления с применением кислоты являются особенно жестокой половой дискриминацией в Пакистане, — говорит Шармин. — Мы должны вывести этот вопрос на публичное обсуждение, чтобы решить его сообща».
Создать фильм о социальной проблеме не так легко и Шармин поняла это. Преступления с применением кислоты преимущественно происходят в Сераики в регионе Пенджаб, где выращивают много хлопка и ядовитые вещества активно используются на полях. Именно поэтому фильм решили снимать там. Эта область является одной из самых бедных и малообразованных во всем Пакистане, поэтому поначалу съемочной группе было нелегко наладить контакт с местными жителями. Однако со временем процесс пошел гораздо лучше.
Шармин начал работу в журналистике, когда ей было 14 лет. Она как раз получала степень бакалавра в колледже Смита в Америке, когда произошла трагедия 9/11 и это полностью изменило ее жизнь. «Я быстро поняла, что существует необходимость в местных журналистах из Центрально-Азиатского региона, так как именно они полностью понимали культурный и политический смысл произошедшего», — рассказывает она.
В основном ее картины затрагивают темы мусульманского мира. Шармин признается, что большое влияние на ее творчество оказывает история той или иной темы: «Естественно, я тянусь к историям о детях, женщинах, а также к темам, связанным с образованием».
По сравнению с другими странами пакистанское кино и киноидустрия все еще находится в неразвитом состоянии. А если учесть то, что в этой области преимущественно работают мужчины, вполне можно предположить, что Шармин могла столкнуться с определенным проблемами. Тем не менее, она уверена, что это никогда не препятствовало ей и «иногда было даже выгодным», потому что она открывает доступ женщинам в общество, где существует строгая сегрегация полов.
Успех Шармин на международной арене вдохновляет молодых пакистанских кинематографисток. По сравнению с соседним Болливудом, за предыдущие годы Пакистану было трудно развить свою киноиндустрию и телевидение. Но, как утверждает Шармин, кино — это призвание, которому не нужно учиться заранее, потому что большая часть обучения происходит непосредственно на съемочной площадке.
«Чтобы быть успешными в кино, вы должны уметь трудиться, у вас должны быть самоотверженность и упорство. Это то, что есть во всех пакистанских женщинах», — говорит она.