Закрыть

Обо всём

Правозащитники выступили против запрета книг Саида Нурси

 

Правозащитный центр «Мемориал» подготовил доклад о неправомерном преследовании участников мирного мусульманского сообщества последователей Саида Нурси и необоснованном запрете книг богослова в России.

Бадиуззаман Саид Нурси — известный в исламском мире ученый-богослов из Турции. Его труды «Рисале-и Нур» («Трактаты  Света») – это собрание из 14 томов, которые представляют собой оригинальный авторский  тафсир (толкование) Корана.

Еще в 2006 году научно-экспертная комиссия при Совете муфтиев России постановила, что учение Саида Нурси «в целом соответствует исламскому вероучению и представляет собой личные  авторские размышления над  Кораном  и  Сунной  Пророка, комментарий к ним, популярное изложение основ исламской веры» и отметила, что «аналитический подход к содержанию книг С.Нурси доказывает их положительное влияние на межконфессиональный и межрелигиозный диалог».

Но, несмотря на такую оценку официального духовенства, последователи Саида Нурси и его произведения подвергаются гонениям со стороны российских правоохранительных органов.

В «революционный» период Турции Саид Нурси подвергался преследованиям и даже тюремному заключению на родине, а его труды запрещались. Однако в 1952 году суд в Стамбуле вынес оправдательный приговор работам богослова. В 1956-ом  суд принял решение о возвращении конфискованных копий «Рисале-и Нур», после  чего  началось их легальное издание в Турции.

А в октябре 2010 года в  своем приветствии к участникам международного симпозиума «Рисале-и Нур: Знание, вера, мораль и будущее человечества», проходившего в Стамбуле, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган назвал Саида Нурси «совестью нации» и подчеркнул, что без него «нет турецкой морали и нравственности».

Необоснованные запреты

Однако представители российских спецслужб предпочитают ссылаться именно на  обвинения полувековой давности для обоснования своих  предположений  о  причастности  последователей  этого ученого к «экстремизму».

Автор доклада Виталий Пономарев отмечает, что в мире движение последователей Саида Нурси  характеризуется как «аполитичное».

«Одним из элементов идеологии движения был метод  мусбет харекет (позитивной деятельности) предполагающий борьбу за укрепление веры мирными средствами», — говорится в докладе, опубликованном на сайте правозащитного центра «Мемориал».

К настоящему времени на русский язык переведены 5 из 14 томов «Рисале-и Нур»: «Посох Муссы», «Слова», «Сравнение веры и неверия», «Письма», «Сияния», а также отдельные главы из других томов.

Практически все эти переводы ныне запрещены в России как «экстремистская литература». Однако эксперты сомневаются, в обоснованности такой оценки.

В основу запретов, как отмечают докладчики, легли публикации  1999-2000  годов  в  турецкой  прессе,  составленные  в  духе  «теории заговора», против Фетхуллаха Гюллена — известного общественного деятеля и интеллектуала. Его обвиняли в намерении ликвидировать светскую республику, чтобы создать «государство, опирающееся на шариат». В мае 2006 г. Верховный Суд Турции снял все обвинения в адрес Гюлена.

Однако в кабинетах Лубянки ученого записали в «экстремисты».

У российских спецслужб сложилась «абсурдно-мифологизированная  концепция существования некоей четко структурированной международной  религиозной организации «Нурджулар» исламистско-пантюркистской ориентации с миллионами членов, исповедующими «учение Саида Нурси», которую якобы возглавляет Фетхуллах Гюлен», отмечает автор доклада.

Последнему приписывались намерения «захватить Россию без всякого джихада» путем формирования протурецкой исламистской элиты из выпускников турецких лицеев.

«Начав с депортаций нежелательных иностранцев и выдавливания из страны турецких преподавателей лицеев и школ, созданных с турецким участием, спецслужбы начиная с 2001 г.  неоднократно пытались привлечь  распространителей книг Саида Нурси к уголовной ответственности, обвинив в попытках разжигания вражды на религиозной почве», — говорится в докладе.

Эти попытки, однако, не были успешными.

Загадочная организация

Автор подчеркивает, что руководители  российских мусульманских организаций заявляли о своем позитивном отношении  к  «Рисале-и  Нур», не удавалось доказать и наличие «преступного умысла» в действиях обвиняемых.

Однако позднее в качестве правовой  основы для  уголовного  преследования распространителей и организаторов изучения книг Саида Нурси в России был использован Федеральный  Закон «О противодействии экстремистской  деятельности», содержавший крайне расплывчатое  определение термина «экстремизм», допускающее произвольное толкование.

В итоге, в мае  2007  года  Коптевский  районный  суд  Москвы  удовлетворил заявление о признании 14 изданий работ Саида Нурси на русском языке «экстремистской литературой», что создало возможность для доказательства «преступного умысла» распространителей данных книг.

К 2012 году уголовные дела, связанные с сомнительными обвинениями в принадлежности к «Нурджулар, были возбуждены в восьми регионах России.

«Решения о запрете  книг  выносились на основе психологических и психолингвистических экспертиз, анализировавших тексты работ Нурси вне религиозного и исторического  контекста», — отмечает эксперт, добавляя, что мнения  религиоведов и мусульманских организаций следствием и судами игнорировались.

Кроме того, решение о запрете «Нурджулар» не могло быть оспорено в силу формальных причин… Просто так вышло, что нигде в мире не существует организации с таким названием.

Это, однако, не помешало правоохранительным органам объявить членами этой  организации распространителей  книг и идей Саида Нурси в России, что  после  принятия судебного решения стало уголовно наказуемым деянием.

Неправомерный антиэкстремизм

В июне 2012 года на пленарном заседании Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) было принято «Мнение» о Федеральном законе № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Так, эксперты отметили, что формулировки закона имеют излишне широкий и неопределенный характер, вследствие чего допускают такое толкование и  применение, которое ведет  к произволу и непропорциональным  ограничениям фундаментальных  прав и свобод.

Комиссия высказала мнение о необходимости изменений в российском антиэкстремистском законодательстве и  приведения его в соответствие с нормами международного  права

Последуют ли российские власти этим рекомендациям, пока неясно.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях