Ученые не уверены в существовании малого ледникового периода: правду раскрыли картины

Ученые не уверены в реальности «малого ледникового периода». Ученые заявили, что похолодание XV–XIX веков не было значительным и глобальным, а значит, нет никаких оснований назвать его ледниковым периодом, даже малым. Выводы исследователей были опубликованы в журнале  Astronomy & Geophysics.

Под «малым ледниковым периодом» понимают два исторических промежутка — 13-16 века и 16-19 века, характеризующихся необычайным похолоданием.

Концепция малого ледникового периода (МЛП) обманчива, так как изменения были мелкомасштабными, сезонными и незначительными по сравнению с современным глобальным потеплением, утверждают британские ученые.

Сегодня климатологи часто называют «малым ледниковым периодом» два различных эпизода из истории средневековой и актуальной для нашего времени Европы — серию резких похолоданий климата с 13 по 16 век и период относительно холодного климата с 16 по 19 век.

Охлаждение климата Земли между 16 и 19 веками, характеризуется низкой активностью Солнца, извержениями вулканов, изменениями в землепользовании и в природной климатологии.

Но в новом исследовании, опубликованном в журнале Astronomy & Geophysics, профессор Майк Локвуд из Университета Рединга и его коллеги отмечают, что сдвиг температуры был меньше, чем в последние десятилетия в условиях выбросов парниковых газов, и что низкая солнечная активность точно не была единственным фактором.

«Комментаторы часто ссылаются на малый ледниковый период в дискуссиях по изменению климата. Мы хотели провести всестороннее исследование, чтобы проверить, насколько он был сильным и какую роль в этом сыграла солнечная активность», — пояснил профессор.

1-й период — 13-16 века, 2-й — до 19 века. Климатические скептики считают, что завершение данного периода объясняет то, почему температуры на Земле сегодня растут аномально быстро по независящим от человека причинам.

Реконструкции климата показали, что холод малого ледникового периода (МЛП) существенно повлиял на всю историю человечества, приведя к целой череде трагических лет неурожая и голода, которые часто становились причиной восстаний, переворотов, войн и массовых миграций.

Исследовали обратились к таким историческим свидетельствам, как отчеты о зимних ярмарках (frost fairs) на замерзшей реке Темзе в Лондоне и картинам той эпохи, таким как пейзаж Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», которые изображали зимние сцены. Также использовались данные, полученные при изучении годовых колец деревьев и ледовых кернов Антарктиды.

По словам ученых, падение температуры в то время было слишком незначительным, чтобы сравнивать его с настоящим оледенением.

Глобальное снижение составило всего 0,5 °C, тогда как к концу последнего «настоящего» ледникового периода (около 12 тыс. лет назад) было на целых 8 °C холоднее, чем сегодня. В 1676 и 1701 гг., почти на самом холодном минимуме МЛП, парижские и лондонские хронисты отмечали небывалое жаркое лето.

Стоит отметить, что причины самого МЛП ученые установить так и не смогли. В новой же работе исследователи настаивают на том, что изменения климата в ходе МЛП были не такими драматическими, как могло показаться. По сведениям ученых, в течение всего МЛП происходило слабое похолодание климата, которое концентрировалось в определенных регионах.

Как выяснилось, в былые времена температуры падали меньше, чем считалось до этого, и происходило это из-за сдвигов оси Земли, снижения активности Солнца, активности вулканов и т. д., а многие фрагменты похолоданий, описанные хронистами, связывались с отрывками извержения вулканов, но не климатическими трендами.

Идущее в настоящее время снижение солнечной активности не спасёт Землю от потепления, считают учёные. При более холодном климате испаряется менее молекул с тяжёлыми изотопами кислорода и водорода.

Ученые считают, что не стоит искать связи между активностью Солнца и состоянием климата, так как за историю наблюдений снижение активности нашей звезды предшествовало как похолоданию, так и потеплению. Группа под управлением Локвула уверена, что «малый ледниковый период» фактически не имел места либо проявлялся значительно слабее, чем принято думать.

Ранее сообщалось о том, что ученые предсказали малый ледниковый период в 2030-2040-х годах. По мнению ученых, процессы, которые происходят в двух слоях Солнца (одном – в конвенционной зоне и втором – ближе к поверхности), за период 26-го цикла достигнут максимума примерно одновременно, но на противоположных сторонах звезды. Поэтому они нейтрализуют друг друга, что приведет к резкому падению солнечной активности в целом.

«Что касается нашего будущего, то мы сталкиваемся с проблемой глобального потепления. Солнечная активность в настоящее время снижается, но любой охлаждающий эффект будет компенсирован ростом углекислого газа», — заключил профессор Майк Локвуд из Университета Рединга.