Современный менеджмент включает в себя ряд действий или функций для эффективного и действенного распределения и направления ресурсов для достижения целей компании.
- Планирование;
- Принятие решений;
- Организация;
- Руководство и контроль.
Очень важным аспектом работы менеджера является управление людьми и включает в себя ответственность принимать решения, делегировать задачи и контролировать компанию.
Менеджеры одновременно играют несколько ролей: межличностную, информационную и роль принятия решений. К ежедневным управленческим обязанностям относятся:
- выявление проблем и принятие решений о том, как с ними бороться;
- анализ решений и действий;
- внесение необходимых изменений.
По Анри Файолю, менеджмент имеет пять основных функций: планирование, организация, руководство, укомплектование персоналом и контроль.
Планирование
Планирование является основой для других функций, поскольку оно определяет направление деятельности компании. Руководство должно составить цели бизнеса. Эти цели затем лягут в основу подбора стратегии, политику и методы для достижения этих задач. Функция планирования связана с предвидением проблем еще до их возникновения.
При выполнении этой функции руководство обычно делится на три основные группы.
- Топ-менеджеры, такие как совет директоров и главный исполнительный директор (генеральный директор). Они составляют долгосрочные планы, устанавливают цели, миссии и политику компании. Они концентрируются на вопросе о том, чего компания добьется.
- Менеджеры среднего звена, такие как начальники отделов, руководители филиалов и региональные менеджеры. Они реализуют миссию компании и цели политики по указанию топ-менеджеров. Они сосредоточены на вопросе о том, где и когда реализуются миссия и цели компании.
- Линейные менеджеры (менеджеры низшего звена), такие как супервайзеры и руководители передовых групп. Они осуществляют руководство среднего звена с конкретными планами о том, кто и как реализует миссию и цели. Линейные менеджеры контролируют и дают указания подчиненным относительно конкретных задач.
Организация
Эта функция относится к процессу наделения полномочиями и структурирования ресурсов для достижения целей компании. В частности, организация включает в себя три основных вида деятельности:
- Разработка задания. Менеджеры определяют соответствующие действия, которые необходимо предпринять для реализации планов и достижения целей. Например, директор по маркетингу разрабатывает рекламную кампанию.
- Создание рабочих единиц. Управленцы должны разделить персонал на команды с соответствующими обязанностями.
- Развитие позиции подразделений. Руководители делегируют полномочия и ответственность отдельным лицам. Они также принимают решения, в том числе по синергизации различных функций внутри компании. Как правило, делегирование основано на функциональном подходе, таком как финансы, операции и маркетинг.
Кадровое обеспечение
Эта функция включает в себя деятельность, связанную с поиском и поддержанием адекватных человеческих ресурсов для достижения целей компании. Для этого менеджеры должны точно определить требования к рабочей силе.
Помимо найма, другими функциями кадрового делопроизводства являются:
- обучение персонала для повышения квалификации и продуктивности;
- разработка методов вознаграждения и оценки эффективности, которые соответствуют целям, включая создание пакетов заработной платы и льгот, аттестации сотрудников и продвижения по службе.
- установление системы увольнения сотрудников.
Лидерство
Лидерство относится к акту руководства и влияния на других для достижения целей. Лидерство требует навыков общения и мотивации.
Стоит выделить четыре основные задачи лидерства.
- Воспитание – обучение навыкам и демонстрация работникам того, как работать в компании и выполнять задачи надлежащим образом.
- Оценка – разрешение споров, создание и обеспечение соблюдения стандартов и политик, оценка результатов и предоставление вознаграждений.
- Консультирование – предоставление советов, помощь работникам в решении проблем, получение отзывов от подчиненных и выслушивание мнения сотрудников или их недовольства.
- Роль представительства – озвучивание опасений и предложений своих подчиненных вышестоящим органам. Они должны продемонстрировать готовность поддерживать работников и представлять их потребности и цели.
Контроль
Эта функция включает действия по измерению и оценке результатов, организации и кадровому обеспечению.
Контролирование является неотъемлемой частью менеджмента по следующим причинам:
- помогает менеджерам определить успех других четырех функций;
- помогает направлять усилия сотрудников на достижение целей бизнеса;
- помогает компаниям оптимально распределять ресурсы.
Контроль обычно рассматривается как непрерывный процесс управления. Это гарантирует, что компания движется к своим целям. Этот процесс включает в себя установление стандартов производительности, оценку текущей деятельности и исправление отклонений.