С именем кардинала Ришельё в истории Франции и всей Европы связано многое: мощный дипломатический ум и невиданная политическая прозорливость вознесли этого государственного деятеля на исторический пьедестал. Однако мало кто догадывается о другой стороне медали — прославленный кардинал был обычным человеком. И лучшими его друзьями были домашние животные. Жаль, что всех кошек кардинала Ришельё сожгли. Как же могло произойти такое зверство?
Уж так случилось, что к кошкам Ришельё испытывал теплые чувства еще с детства: эти игривые и независимые животные привлекали мальчика. Однако в XVII веке во Франции к кошкам относились с огромным предубеждением, если не сказать враждебно. По канонам церкви, кошки были порождением дьявола, и если уж держать их в доме, то исключительно ради истребления мышей. А не как друзей.
Ришельё оставался верным своим кошкам
Во времена Ришельё (именно так на русском произносится фамилия государственного деятеля) самыми внушающими доверие были кошки с полосками на лбу, складывающимися в букву М. По легенде, это был знак мадонны, то есть богоматери. Меченная таким природным способом кошка с дьяволом не знается, полагали темные европейцы.
Все остальные кошки были не в чести, и в Париже на ярмарке толпу развлекали массовым сожжением кошек. Такой уж был жестокий век. Разводили костёр и подвешивали над ним мешок с кричащими от ужаса котами. Уже этот момент парижанам казался ужасно смешным. Дальше было неимоверное: мешок сбрасывали прямо в пламя костра. Бедняги гибли в страшных муках, корчась от боли, а людям это казалось замечательным развлечением.
Выдвинувшись при дворе Людовика Тринадцатого (отца будущего короля-солнце), кардинал Ришельё не оставил своих друзей. Он ценил верность кошек, их у него всегда было никак не менее дюжины — все любимцы жили бок о бок с кардиналом. Он пояснял обилие живности тем, что в его обиталище много бумаг, которые нельзя дать попортить мышиными зубами, а значит, нужно и много котов. Но при этом и не думал скрывать, что обожает кошек.
Как Ришельё выбирал имена 12 кошкам
Имена кошкам Ришельё выбирал с особым изяществом, всем при дворе было известно тонкое чувство юмора кардинала, его острот опасались. В годы своей неограниченной власти во Франции именно он основал национальную прессу. Сам писал в газеты под псевдонимом — на острые политические темы.
Имена своим 12 кошкам Ришельё давал в соответствии с моментом: чёрного кота нарек Люцифером, вспыльчивого — Пламенным горцем. Кот-охотник на крыс получил прозвище Людовика Жестокого. Имя кошечки, никогда не оставлявшей ни капли молока в миске, отсылало к выражению «платить копейка в копейку» Рюби сюр лёнгль, буквально «рубиновая булавка».
Самца из Британии он окрестил «морским котом» – Фелимаре, а ангорку из Османской империи звали «душечка-прелесть» — Мими-Пайон. Кошку из Речи Посполитой звали Людовиска – по видимости, так кардинал воспринимал польское имя «Людвика», в ласкательной форме «Людвися».
Была даже кошка, чье имя переплеталось с религиозным богослужением. Серполет – так во Франции называют траву тимьян (богородичная травка), который входит в состав для воскурения в церквях.
Всю жизнь наслаждаясь обществом пушистиков, Ришельё перед смертью умолял позаботиться о них. Детей или прямых наследников у священнослужителя не было, и он попросил своего преемника кардинала Мазарини взять на себя эту заботу. Оставил немалые деньги на своих многочисленных кошек.
Но сразу же после смерти Ришельё всех его котов сожгли, говорят, эта жестокая забава нравилась юному Людовику XIV – сыну Людовика XIII, которому служил кардинал. А внушительную сумму на содержание кошачьего табора прикарманил себе Джулио Мазарини. За что кошек кардинала Ришелье сожгли? В отместку гению великого Ришельё — уж очень многим он перешел дорогу.