В обществе принято считать, будто все богачи покупают исключительно самые дорогие вещи и продукты, которые беднякам не по карману. Однако это часто бывает далеким от истины утверждением.
Исследования показывают, что те, у кого не хватает средств, часто не умеют экономить, от чего становятся еще беднее. Например, они тратят на туалетную бумагу больше богатых.
Почему бедные тратят на туалетную бумагу столько денег?
Без некоторых предметов быта не обходится ни один человек. Туалетную бумагу покупают и бедные, и богатые, но делают они это зачастую по-разному.
Можно предположить, что бедняк будет выискивать самые выгодные предложения, распродажи. К примеру, иногда магазин предлагает большую пачку с несколькими рулонами за половину стоимости. Как показывает исследование профессора Есим Орхун и аспиранта Майка Палаццоло из Университета Мичигана, на такие акции обращают внимание именно те, у кого денег предостаточно. Люди с малым заработком, напротив, посчитают, что им такая покупка не по карману.
В исследовании участвовало более 100 тысяч семей по всей Америке на протяжении 7 лет. Большинство обеспеченных граждан отвечали, что закупают туалетную бумагу заранее, потому что она, в отличие от продуктов питания, не портится, и все равно ее рано или поздно придется покупать. Так почему бы не сделать это по акционному предложению?
Тогда профессор Есим Орхун инициировала другое исследование: выделить среди покупателей одного и того же магазина тех, кто пользуется специальными предложениями, и тех, кто покупает всего одну единицу товара. Для точности данных она выбрала один вид двухслойной туалетной бумаги. Оказалось, что во время распродажи ее покупали в основном люди побогаче. Хотя и более бедные могли сэкономить на ее покупке примерно 6 процентов средств. Покупая однослойную бумагу, они экономили не намного больше — 8,8%.
И хотя это открытие не является чем-то сенсационным, оно очень показательно в отношении понимания того, как богатые люди богатеют, а бедные беднеют. Известно также выражение, утверждающее, что бедным быть дорого. Парадокс? Не совсем.
Ловушка бедности
Любые покупки, которые делаются впрок, требуют от человека одномоментного вложения денег с расчетом на то, что после долгое время товар покупать не придется. В этом-то и проблема. Бедные не могут позволить себе выложить сразу сумму больше, чем они обычно тратят. Потому приходится регулярно покупать товар по стандартной цене, в то время как более обеспеченные вполне обходятся запасами вплоть до следующей распродажи. И никогда не переплачивают.
Профессор Орхун говорит, что даже на основе покупки такого недорогого товара, как туалетная бумага, можно попасть в ловушку бедности.
«Средний класс, не обязательно богачи, могут себе позволить выложить сумму побольше, но при этом реально сэкономить. Бедные же не могут долго ждать, потому берут бумагу по любой цене, ведь без нее не обойтись».
Конечно, нет оснований полагать, будто люди с низким достатком не понимают, как экономить деньги. Они часто пытаются поступать так же, как и состоятельные граждане. В первых числах месяца, после зарплаты, они могут распоряжаться большей суммой, нежели в конце месяца, потому нередко смотрят на акционные товары.
Однако регулярно экономить у многих не получается по другим причинам. Отсутствие собственного средства передвижения может стать причиной того, что человек выбирает маленький магазин рядом с домом, а не крупный супермаркет. Именно в больших торговых точках чаще всего можно встретить действительно выгодные предложения. Так и получается, что бедный переплачивает, а богатый экономит.