Закрыть

Экспертиза

Кто контролирует фондовый рынок Казахстана: офшор-бойз, действующие чиновники и рейдеры

 

В опубликованном на днях рейтинге стран по уровню экономической свободы Казахстан занял 39-е место из 180. По данным исследовательского центра «Фонд наследия», на бывшем постсоветском пространстве Казахстан показал один из лучших результатов, уступив пальму первенства лишь традиционным лидерам региона из Балтийских стран, к которым не так давно примкнули Грузия и Армения. Украина (134 место), Таджикистан (155) и Туркменистан (170) оказались аутсайдерами среди бывших союзных республик. Крупнейшая экономика региона Россия заняла 94 место из 180.

Казахстана обогнал не только бывших соседей по советскому блоку, но и многие европейские страны, такие как Польша, Бельгия, Франция, Испания и Италия.

Данный рейтинг публикуется с 1995 года. Степень свободы рассчитывается на основе таких показателей, как свобода бизнеса, торговли, финансового сектора, инвестиций, труда, монетарная и фискальная свободы, гарантии прав собственности, размер бюрократического аппарата и степень защиты от коррупции.

Эксперты центра определяют экономическую свободу как отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы.

Полученная Казахстаном суммарная оценка 69,6 балла относит республику к странам с умеренно свободной экономикой. И если почти по всем параметрам страна улучшила свои показатели, то по таким вводным, как «инвестиционная свобода» страна топчется на месте последние три года, а по значению «свобода финансов» – две пятилетки подряд. Одним из главных факторов влияющих на подобное положение вещей, является почти полная монополизация казахстанского финрынка тремя брокерскими структурами с сомнительной репутацией: АО “Фридом Финанс”, “дочками” Народного банка и “Банка ЦентрКредит”. На долю этой троицы приходится почти ¾ активов сектора в котором участвует более двух десятков различных компаний. Остановимся на каждом участнике поподробнее.

Свободные финансы Тимура Турлова

АО “Фридом Финанс” по объемам активов занимает доминирующее положение на рынке Казахстана. Благодаря огромным финансовым вливаниям в PR и маркетинг, компания миллиардера с непонятным резидентством (то ли казахстанец, то ли россиянин, то ли вообще румын) умудрилась насобирать в портфель более 70 миллиардов тенге активов. При этом деятельность компании взывает много вопросов.

В конце прошлого года американский Фонд финансовой журналистики опубликовал расследование о деятельности Freedom Holding, в которое входит казахстанская аошка “Фридом Финанс”. Вынимание журналистов привлек слишком подозрительный рост компании на бирже в США. Если самая прибыльная компания на Уолл-стрит Goldman Sachs смогла поставить рекорд в докризисном 2006 году, показав 25,3% чистой прибыли, то Freedom Holding в период «коронавирусного кризиса» в 2020 году показала 38% прибыли.

В ходе журналистского расследования удалось выяснить: несмотря на то, что акции компании Турлова торгуются на американской бирже NASDAQ, филиал Freedom Finance в США не имеет собственного офиса и размещается в коворкинге. Кроме того, в США у компании лишь один нанятый сотрудник, а партнерские организации и контрагенты Freedom Holding, осуществляющие надзор за бухгалтерским учетом, также являются весьма сомнительными компаниями.

Freedom Finance Holding предлагает своим клиентам покупку первичных акций размещенных в рамках IPO, однако Турлов не имеет регистрации или лицензий в сфере ценных бумаг в США и не может быть гарантом IPO, иными словами, он должен полагаться на другие брокерские фирмы для заключения сделок на биржах США для своих клиентов или участвовать в деятельности групп синдикатных продаж. Такого рода сделки осуществляются через разработанную Турловым схему — именно она и может стать поводом для расследования его деятельности в США. Так, клиенты Freedom Holding направляют свои средства в FFIN Brokerage Services Inc. (зарегистрирована в офшоре в Белизе), которая не является дочерней компанией Freedom Holding, но контролируется Турловым. В июньском рейтинге S&P за 2019 год FFIN Brokerage Services Inc. была названа «крупнейшим контрагентом Freedom Holding», однако в документах Freedom Holding, особенно в квартальных и годовых отчетах Комиссии по ценным бумагам и биржам, с которыми регулярно сталкиваются все больше инвесторов, FFIN Brokerage Services Inc. не упоминается.

Предполагается, что долларовый миллиардер Тимур Турлов через FFIN Brokerage Services Inc. распоряжается средствами клиентов, как личными. Компания в Белизе не отчитывается американской комиссии по ценным бумагам. Более того, FFIN Brokerage Services Inc. имеет только лицензию на торговлю иностранной валютой в Белизе, никаких других разрешений на сделки в других странах у нее нет. Фактически эта компания — “прокладка”, которая служит для отмывки денежных средств. Помимо нее в активе Турлова есть и другая компания Freedom Finance Cyprus Ltd., зарегистрированная на Кипре.

Народные “дочки”

Общие активы дочерних брокерских компаний системообразующего Народного сберегательного банка Казахстана “Halyk Finance” и “Halyk Global Markets” в сумме превышают на 3 миллиарда тенге активы компании Тулова. По отдельности на долю первой компании приходится 52,5 миллиарда тенге активов, на долю второй – 22 миллиарда тенге.

Несмотря на свой статус “надежной системообразующей компании с репутацией”, “Halyk Finance” ведет очень рискованную игру. По итогам декабря прошлого года, брокер имеет самый низкий на рынке коэффициент ликвидности – 1,62 пункта. При принятых Национальным банком пруденциальных нормативах ≥ 1,4, это свидетельствует о том, что компания подошла к опасному рубежу, когда она не сможет гасить свои обязательства в срок. Средний рабочий показатель коэффициент ликвидности по рынку, исключая ряд полумёртвых игроков, составляет 4 и более. Обязательства “Halyk Finance” превышают балансовый капитал на 3 миллиарда тенге, такого прекоса тоже не наблюдается ни у кого из участников казахстанского рынка, у которых капитал всегда выше долгов компании.

На первый взгляд странное отношение к риск-менеджменту в “Halyk Finance” объясняется просто – им руководят бывшие крупные чиновники, которые никогда не рисковали своими собственными деньгами и в случае неудачного стечения обстоятельства они могли разве что временно потерять работу. Достаточно вспомнить “инвестирование” 250 миллионов пенсионных долларов казахстанцев в лопнувший Международный банк Азербайджана. Один из таких чиновников, бывший глава Министерства финансов Казахстана Арман Дунаев является председателем совета директоров “Halyk Finance”. Значительную часть своей карьеры он провел на государственной службе и в квазигосударственном секторе, успел поработать в БТА Банке, принадлежавшем ранее беглому банкиру Мухтару Аблязову. При этом нельзя сказать, что Дунаев руководит “Halyk Finance” без продуманной стратегии и создания резервов. Его дочь Алуа, судя по ее Instagram, живет в Италии, где у семьи имеется недвижимость не только в Риме, но и на побережье Тирренского моря. Личные тылы надежно прикрыты. В совет директоров также входит бывший президент АО «Казахстанская фондовая биржа» Азамат Джлдасбеков.

Председатель правления “Halyk Finance” Талгат Аюпов тоже успел поработать в госсекторе: в национальном аналитическом центре при Правительстве и Национальном Банке где занимал должности эксперта–аналитика Департамента анализа финансового сектора, исполнителя услуг по проведению исследований по вопросам анализа финансовой системы РК.  Интересный факт: в 2016 году его родной брат участвовал в тендере ЕНПФ, того самого, что сжег 250 миллионов долларов казахстанских пенсионеров в азербайджанском банке. Асхат Аюпов представлял тогда ТОО «Digital Deer», записанную на их с Талгатом мать Багдат Жусекееву.  В составе конкурсной комиссии можно заметить Армана Талдыбаева, главного бухгалтера ЕНПФ. Талдыбаев является близким родственником супруги Талгата Аюпова Айгерим Талдыбаевой. Что это, если не откровенная коррупция и конфликт интересов?

 

 

Рейдеры из БЦК

Третья компания в секторе по объему активов (36 миллиардов тенге) BCC Invest, которая контролируется АО „Банк ЦентрКредит“ с неоднозначной репутацией рейдера.  Банк Бакытбека Байсеитова, участника рейтинга Forbes, не раз оказывался в центре скандалов связанных с попытками рейдерских захватов предприятий. Во всех случаях использовалась довольно примитивная, но при этом эффективная схема: выдача кредита, создание проблем для бизнеса, итогом которых становятся срывы платежей с последующий “отжим” актива. Все как завещал Аль Капоне.

В 2013 году с подобными обвинениями выступил учредитель крупнейшего производителя сои в Казахстане ТОО “Vita Industry” Петр Потапов. По его словам, попытки захвата его завода предпринимались неоднократно в течении несколько лет. Кульминацией противостояния с кредитором, которым как не трудно догадаться оказался „Банк ЦентрКредит“, стало жестокое нападение на Петрова в Алматы.

Вот как описывали тогда этот случай СМИ: Петр Потапов вышел из магазина с покупками и складывал все на заднее сиденье своей машины, когда к нему сзади подошли двое неизвестных молодых людей. Один из них спросил: «Вы здесь работаете?». Не отворачиваясь от машины, Потапов ответил отрицательно. Молодой человек сказал, что хочет задать еще один вопрос. На что руководитель ТОО повернулся и почти сразу же получил удар в лицо. Закрываясь от ударов, он нагнулся и стал звать на помощь. Очередной удар неизвестным предметом пришелся по голове. Потерпевший побежал к будке охранников, а нападавшие кинулись убегать. Как позже рассказали очевидцы, их было трое. У одного из них, когда он перепрыгнул через капот машины, из кармана выпал травматический пистолет «Стражник». Нападавшие скрылись вверх по ул. Джангильдина.

После возбуждения против Потапова в том же 2013 году уголовного дела о растрате, ему все же пришлось отдать завод ТОО “MS” аффилированной с акционерами БЦК.

Через три года „Банк ЦентрКредит“ снова оказался в центре скандала. На этот раз в попытках захвата предприятия банкиров обвинила Фармацевтическая компания “Ромат”. Односторонний выход БЦК из заключенного ранее договора финансирования и последующая подача банком в суд поставила на грань банкротства стратегически важного для казахстанской медицины предприятия.

“В БЦК изначально противодействовали применению реабилитационной процедуры и направляли свои действия исключительно на банкротство предприятий. Представители АО “ЦК” на переговорах не раз говорили о том, что нацелены только на “совместную” реабилитацию, которая предусматривала бы возврат денег исключительно АО “БЦК” в ущерб остальным кредиторам… Также в БЦК в переговорах настаивали на том, чтобы ”Ромат” и Павлодарский фармзавод платили банку в реабилитации процентное вознаграждение, что является незаконным. В противном случае АО ”БЦК” будет выступать против реабилитации”, — рассказывал тогда совладелец и президент “Ромат” Турарбек Ракиш. Отбиться компании не удалось и ее обанкротили.

О рейдерском захвате своих активов БЦК заявил бывший зампредседателя правления АО “НК “Астана ЭКСПО-2017” Бекжан Кульбаев. Как писал Bloomberg, Кульбаевым обвинил банк в том, что его перед выдачей кредита на шесть миллионов долларов для покупки нефтяной компании заставили взять другой кредит в таком же размере и передать его двум компаниям, выбранным Байсеитовым.

Нефтяная компания Кульбаева “Фламма” в декабре 2019 года получила уведомление от ЦентрКредита о необходимости выплатить заём раньше графика, поскольку фирма якобы просрочила платеж. Кульбаев заявил, что “банк искусственно создал условия с тем, чтобы помешать выплате кредита и забрать его активы”. Схема все та же.

Сам Кульбаев рассказывал, что направил шесть миллионов, взятых в ЦентрКредите, компаниям Mangystau Oil Resources (4,8 миллиона долларов) и TP Energy (1,2 миллиона долларов) якобы за оказание услуг и поставку оборудования. В этих компаниях тогда отрицаи связь с председателем совета директоров ЦентрКредита Байсеитовым и другими членами правления банка. Тем не менее Mangystau Oil Resources, утверждало тогда агентство, была создана за три недели до получения денежных средств.

Это всего лишь краткое резюме о ключевых игроках рынка финансовых услуг в Казахстане, под контролем которых находятся ¾ средств казахстанских частных и институциональных инвесторов. Как говорится: выводы делайте сами.

 


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях