Во всех больших городах жизнь кипит не только на поверхности земли, но и под ней. Сеть метрополитена связывает самые дальние уголки города, а поезда неустанно мчат, будто кровь по венам. Миллионы людей пользуются этим видом транспорта каждый день, и без него уже не представляют свою жизнь.
Однако поездом управляет всегда мужчина, в отличие от того же троллейбуса. Неужели это настолько сложно, что справиться с управлением не может женщина? Или дело в чем-то другом?
Почему мужчине работать машинистом легче, чем женщине?
Специальный документ — постановление Правительства «Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, выполнение которых исключает труд женщин» содержит список профессий, которые исключают присутствие в них женщин. В этом списке находится и профессия машиниста в метрополитене. На самом деле это никакая не дискриминация по половому признаку, а забота о женщинах, о их физическом и психическом состоянии.
Мало кто осознает, что это работа невероятно тяжела. Под землей организм испытывает большую нагрузку, которая со временем сказывается на многих системах организма, в том числе на репродуктивной. Работники метрополитена находятся долгое время в без свежего воздуха и солнечного света, и там очень шумно.
Также всех машинистов обучают быть готовым к непредвиденным ситуациям и уметь их решать незамедлительно. Требуется высочайшая концентрация внимания, что создает огромный стресс. В силу естественных причин мужчинам легче принимать сложные решения без серьезных потерь для собственного здоровья.
Тяжелый труд и ответственность
Никакой романтики в вождении поезда метро, конечно же, нет. Труд этот максимально сложен. Нельзя не отметить, что машинист порою сталкивается с трагическими ситуациями, когда пассажир случайно или специально оказывается на рельсах.
Реагировать нужно в долю секунды, остановив поезд. Но не всегда это удается. Если произошел наезд на человека, то в обязанности машиниста входит извлечение — погибшего или живого — из-под вагона и срочная передача его службе спасения. Психика мужчины более устойчива в эмоциональном плане, так сложилось вследствие процессов эволюции.
Но нельзя не вспомнить уникальный случай в истории ленинградского метрополитена. Там в 1955 году числилось 4 женщины-машинистки, и то не долго.
Список запрещенных профессий сократился с 1 января
Однако времена меняются, законы пересматривают. С 1 января 2021 года вступил в силу новый приказ, согласно которому список запрещенных профессий для женщин урезан. Так случилось из-за уменьшения количества должностей с вредными условиями труда, к которым не допускали представительниц прекрасного пола. Список таких профессий сократили почти в 5 раз. Он перестал быть актуальным, ведь жизнь не стоит на месте. Многие предприятия теперь автоматизированы, соответственно, труд стал легче и безопасней, что позволяет женщине управлять процессом.
С полным перечнем запрещенных профессий и работ, к которым не допускаются женщины с 2021 года, можно ознакомиться здесь: https://blogkadrovika.ru/novyj-spisok-professij-zapreshhennyx-dlya-zhenshhin/#h2_2.
Женщинам снова разрешили работать машинистками в московском метро
Ранее женщины трудились на этой нелегкой работе. Машинистки в московском метро появились еще с 1936 года, но в восьмидесятых вышел запрет на прием женщин на эту должность. Факторы риска здоровью были слишком велики. Но удивительно также то, что вплоть до 2014 года в метрополитене работала одна машинистка, Наталья Корниенко.
Теперь для представительниц прекрасного пола, желающих работать в метро, разработали новую форму одежды (на выбор — брюки либо юбка). Но исходя из соображений практичности, женщины единогласно выбирают брюки.
Еще в феврале прошлого года начали работать курсы по подготовке женщин к вождению составами поездов метро. Из 25 желающих допуск к работе получили в итоге лишь 12.
Теперь поезда, управляемые машинистками, будут курсировать по Филевской линии метро. Дело в том, что это направление наиболее автоматизировано, да и поезда обновлены по последнему слову техники.