Закрыть

Колонки

Лезгинка запрещена. Как когда-то вальс

 

Слово «кавказец» (из треугольника) давно несет негативный смысл для российского обывателя (проживающего в круге). Об этом говорят многочисленные объявления об аренде квартир с обязательным условием «только славянам», акции под лозунгом «Хватит кормить Кавказ!». И мускулистым девизом – «Не фиг тащить сюда традиции гор».

Танцев не будет!

Может это дань давним привычкам? Помнится, разочарованным в общественном устройстве дворянам (как Печорин, по сути человек лишний, то есть болотный) лекарством от сплина служила поездка на Кавказ в составе армейских подразделений. И участие в контртеррористических операциях.

Происходит некая демонизация абсолютно гуманитарных институтов культуры. Речь даже не о Коране, слове Божьем, а просто о танцах. В частности – о лезгинке. Она, словно «Марсельеза», обрела политический смысл, отдающий пещерной культурой, террором или, в лучшим случае, сепаратизмом.

Но странно, гимн тоталитаризма и массового истребления народов СССР, стал гимном демократической страны РФ, и это никого не пугает. Или немецкая песня легко стала «Варягом» — гимном несокрушимости русских моряков. Почему же вовсе не конфессиональная по своей сути, а скорее интернациональная лезгинка, радостная «трель» ногами, улыбка и гордость народа вдруг предстала в угрожающем виде?

Не потому ли, что в последний раз в кино мы видели кавказца добрым только в прошлом веке, а потом только с кинжалом? Кстати, вряд ли авторы фильма «Отец солдата» (1964 год!), в котором наши солдаты «общей» советской национальности  танцуют эту самую лезгинку, могли предположить, что этот танец станет поводом для межнациональной дискуссии.

Виной тому неразумная большая политика, которая в последнее время, добралась и до культурного слоя. И перепахала его.

В темных головах культпросвета не бывает

С криком «Асса!!!» (привет Соловьеву и Цою) молодые люди лихо пускаются в пляс (во дворах, парках, ночных клубах и т.д.), чем вызывают не скрываемое недовольство у местного населения. Когда в 2007 году кавказцы устроили между собой «лезгинка-баттл» на Манежной площади, националисты не смогли пройти мимо. И устроили «лезгинку» руками. Завязавшаяся потасовка переросла в масштабное побоище и, естественно, сразу попала в центр политических дискуссий.

Чиновники потребовали от кавказцев больше не соваться с танцами на Манежку. Мол, незачем делать это напоказ, нравится танцевать – танцуйте себе дома….  У себя в треугольнике! Это – другая (или чужая?) территория. Это наш круг.
Впрочем, этакие инициативы в тупых головах возникают регулярно. Были под запретом вальс, твист и даже ча-ча-ча…

…Теперь на том самом месте поют частушки и играют на балалайках, – бабы в кокошниках и мужики в косоворотках, … И никакого эмоционального стресса больше не возникает.

Может ли язык движений быть иностранным?

Политиканы утверждают, что кавказские танцы необходимо поместить в некие культурные  резервации, отнести в разряд «табу», – как, допустим, в Краснодарском крае, Ростове, Томске, – поскольку у большинства россиян они прочно ассоциируются с агрессией и демонстрацией национального превосходства. (А оно куда наглядней демонстрируется в списке «Форбса», кажется. И миллиардеры – не танцуют).

Поэтому в столице осталось меньше десяти ресторанов, в которых можно услышать кавказские мотивы. Речь, понятно не про песню «Для кого-то просто летная погода…».  В большинстве заведений музыку отказываются ставить даже за деньги, а там где коммерческая жилка берет вверх, – запрашивают сумму в тройном размере.

Например, в ресторане «Зеравшан» (это заведение, носящее имя маленькой, но гордой речки, погибающей в Кызылкумах, находится на Волгоградском проспекте) заказ лезгинки стоит тысячу рублей, в то время как такса для других музыкальных произведений  — триста.

«Просто нужно было найти что-то раздражающее в кавказцах, и кому-то показалось, что для этого подойдет и танец. Я не могла поверить, когда администрация ресторана, отказалась поставить нам лезгинку, из-за «страха», что в разгаре танцев мы достанем пушки (или же мачете) и накинемся на посетителей», – говорит Диана Алиева.

Лучше вскидывать руки?

Диана Алиева работает преподавателем лезгинки в школе «Kavkaz Dance», которую они с братом Рустамом открыли  в Москве. Сегодня в ней обучаются более трехсот человек. Среди них – аварцы, даргинцы, лезгины, осетины, грузинские евреи. И, наверное, к удивлению большинства, четверть учеников – русские.

«На самом деле, в этом нет ничего удивительного. Настоящие люди искусства (танцоры, художники и т.п.) понимают, что единственное, что хотят продемонстрировать кавказцы во время своей энергичной пляски, так это силу и мастерство….»

«…У искусства не может быть национальности! А те, кто утверждает обратное, просто не понимают, что происходит в стране», – считает Диана.

Недавно на занятия в «Kavkaz Dance» пришла целая компания девчонок. Все русские. Они были свидетелями того самого скандального баттла на Манежке. Урок «дикости» повлиял на их решение – они захотели так вот танцевать. «Мы хотим  выйти на улицу и забацать такую лезгинку, чтоб все горцы обзавидовались!», – объяснили они причину своего желания.

В той же группе занимается еще одна «русская душа» Виктория Чуткова. Девушка, правда, не собирается принимать участие в баттлах… «Мне просто нравятся эти танцы, – изяществом, сдержанным достоинством, целомудрием, и – страстью, остротой, точностью и выразительностью жеста. А еще они воспитывают, – говорит она. – Это способ постижения культуры народов – через музыку и жест. И, упаси боже, никакой политики!»

Ведь танец – это пространство рукопожатия, а не удара. И странно, что на площадях разрешено шествие с поднятыми руками, которые привыкли тянуться к пистолету при слове «культура», и запрещена прекрасная лезгинка, которая требует мастерства исполнения. Но не требует неравенства рас.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях