Закрыть

Обо всём

Свобода приходит в хиджабе

 

В новом фильме Бузида «Спрятанная красота» борьбу за свободу символизирует хиджаб. Его главные героини —  две молодые женщины. Айша, которая носит платок, стремится преодолеть привязанность к молодому человеку и мечтает о какой-то смутной свободе. Зейнаб, наоборот, противится давлению родственников, убеждающих ее надеть хиджаб и выйти замуж.

В этом фильме, где семейная драма перемешалась с любовной историей, изображаются глубокие личные конфликты, которые переживают после революции обычные люди. Жаждавшие прежде  свободы тунисцы  столкнулись с противоречиями, которые никуда не делись после ее обретения.

«В кино нужно что-то конкретное, и хиджаб — хорошее воплощение этой неустойчивой свободы и борьбы за нее», — цитирует «Рейтер» режиссера, представившего свою работу на кинофестивале в Абу-Даби.

За свои политические взгляды Нури Бузид при Бен Али отбыл тюремный срок, затем изучал режиссерское искусство в Брюсселе. Его первый фильм «Человек из пепла» получил награду критиков Un Certain Regard на кинофестивале в Каннах в 1986 году.

После свержения диктатуры вопрос о роли ислама в правительстве и обществе стал одним из самых спорных в Тунисе.

Возглавляемое исламскими политиками правительство, победившее на выборах в октябре, вынуждено поддерживать равновесие  между консерваторами, увидевшими в революции возможность выразить свою подавлявшуюся при  Бен Али религиозную идентичность, и секуляристами, требующими расширения свободы слова.

«Настоящая революция происходит сейчас, реальные битвы разыгрываются  сейчас, потому что на кон поставлены конкретные вопросы, такие, как конституция», — говорит Нури Бузид.

 

Некоторые тунисцы опасаются, что их страна, долгое время считавшаяся одной из наиболее светских в арабском мире,  поддастся давлению консервативных сил и запретит фильмы, театральные пьесы и музыкальные спектакли, введет цензуру на художественных  выставках.

Эти страхи раздувают в последнее время сторонники жесткой религиозной линии, которым удалось остановить несколько выступлений, нарушающих, по их мнению, исламские принципы.

Возглавляющая правительство  умеренная исламская партия «Ан-Нахда» пообещала поддерживать культуру в Тунисе, не заставлять женщин носить платки и не запрещать алкоголь.

Но светские критики утверждают, что правящая партия закрывает глаза на усиливающуюся роль религии в стране. Ругают правительство и консервативные салафиты, говорящие, что «Ан-Нахда» не способна отстоять исламские ценности.

 

«Фундаментализм – это лишь иная форма диктаторского правления, и это становится яснее с каждым днем, — предупреждает автор фильма «Спрятанная красота». — Я против того, чтобы злоупотреблять религией в политике. Использование ислама идет прямо в кирпичную стену. Ведь они затрагивают то, что  свято для людей, а когда терпят неудачи, получается, что виновата религия».

Но как бы то ни было, рост политического влияния «Ан-Нахды», несмотря на все ее предполагаемые неудачи, открыл перед тунисцами новые возможности, выдвинув на первый план  решающий для будущего страны вопрос равенства женщин.

«В Тунисе сложилась совершенно новая категория людей,  которые считают, что свобода женщин необходима для их собственной свободы, что без свободы женщин они сами по себе не могут быть свободными», — говорит режиссер Бузид.

Его фильм заканчивается на меланхоличной ноте: девушки напевают песню, которую исполнял до этого  слепой уличный музыкант – его  играет сам режиссер. В этой песне звучит призыв к свободе, миру и счастью.

«Я не хочу умереть, пока не исчезнет страдание в глазах мальчишек», — поют героини картины.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях