В одну из школ Ставропольского края отказываются пускать на занятия учениц, одетых по исламу. Распоряжение, нарушающее конституционное право детей на образование, отдала директор школы, которая ссылается на устав учебного заведения, предусматривающего единую школьную форму.
Конфликт, разгоревшийся между руководством школы и несколькими ученицами-мусульманками, которым неожиданно запретили посещать занятия, дошел до уполномоченного про правам ребенка при президенте России Павла Астахова. К нему обратились родители девочек, которые считают, что директор школы ущемляет гарантированное конституцией России право их детей на образование. Родители возмущены действиями руководства одной из средних школ на Ставрополье, которое отказалось пускать на занятия девочек-мусульманок, поставив им жесткий ультиматум: учиться они смогут лишь после того, как снимут платки.
Устав школы vs Конституция
По словам жителя села Кара-Тюбе Ставропольского края Равиля Кайбалиева, его дочь Марьям, ученица 6-го класса местной школы №12, вот уже больше недели не может посещать занятия, потому что руководство учебного заведения не пускает ее в школу. «Перед ней просто захлопнули дверь, сказав, что пустят, только если она снимет головной убор», — рассказал отец девочки.Вместе с другими возмущенными родителями, он обратился в прокуратуру Нефтекумского района Ставрпольского края с заявлением на директора школы. Родители просят прокуратуру проверить, на каком основании нарушаются конституционные права их детей на бесплатное среднее образование, а также на свободу вероисповедания.
Пока прокуратура разбирается в правомочности действий руководства школы, директор школы Марина Савченко, отдавшая скандальное распоряжение не пускать девочек в хиджабах на занятия, продолжает стоять на своем. Все претензии возмущенных родителей она отвергает, утверждая, что ношение девочками мусульманских головных уборов противоречит школьному уставу, который требует носить в школе только «светскую одежду». А значит, настаивает она, девочки по-прежнему не будут допущены к урокам, пока не снимут хиджабы.
Вызывающая деталь одежды – хиджаб
Педагог ссылается на пункт устава, в котором говорится, что «внешний вид обучающихся должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и исключать вызывающие детали».
«Мы не настаивали на том, чтобы они вообще не надевали хиджаб, но предложили сменить его на косынки, на то время пока девочки на занятиях», — заявила «Известиям» директор Марина Савченко.
В Минобразования Ставропольского края считают, что руководство школы действует в рамках закона. Заместитель министра образования Ставропольского края Наталья Лаврова, ссылаясь на то, что каждая школа может сама устанавливать правила, касающиеся формы и поведения учеников, заявила, что ничего незаконного в действиях руководства школы не видит. Она сообщила, что раз в уставе данной школы прописан пункт, касающийся внешнего вида учащихся, то директор школы вправе требовать его соблюдения.
«Конечно, можно оспорить вопрос, насколько данное действие является поводом к недопуску к занятиям, но это вопрос к местному министерству», — заявила представитель Минобразования края журналистам.
Омбудсмен за толерантность
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов, к которому также обратились родители отлученных от школы детей, заступился за учениц-мусульманок. Омбудсмен считает, что руководство школы явно перегибает палку.
«В России нет никаких общих требований к внешнему виду учеников, и платок в данном случае не является каким-то неприличным атрибутом», — уверен он.
Астахов также подчеркнул, что на Западе такие конфликты решаются в пользу толерантности и терпимости, отметив, что, к примеру, в Америке ношение хиджаба не оскорбляет ничьих традиций и культуры.
В самом деле, на Западе лишь в одной стране, во Франции, в которой религия полностью отделена от государства, существует запрет на демонстративное ношение религиозных атрибутов в школе. Во всех остальных странах, в том числе в Германии, Италии и Австрии, дети имеют право посещать учебные заведения в одежде, соответствующей своим религиозным убеждениям. Более того, в ряде школ Германии существуют даже специальные молельные комнаты для детей старших классов, исповедующих ислам.
Между тем, в прокуратуре Нефтекумского района Ставропольского края заявили, что в течение 30 дней будет дана правовая оценка сложившейся ситуации. Если действия директора школы будут признаны незаконными или ущемляющими интересы детей, то будут приняты соответствующие меры.