Закрыть

Обо всём

Крестоносцы современности

 

Повторяющиеся в последние годы многочисленные символические акции западных врагов ислама не раз провоцировали  беспорядки и насилие во всем исламском мире. Последней провокацией подобного качества стал продемонстрированный недавно на американском секторе Youtube фильм, в котором Пророк Мухаммед, мир ему,  изображен как «жестокий тиран».

Публичное осквернение и даже сжигание Корана относятся к этой же категории провокаций, за которыми, как правило, следуют протесты и беспорядки в мусульманских странах.

Поскольку эти самоназванные «борцы за культуру» действуют не с христианскими крестами на латах, а от имени идеалов современной демократии,  в числе которых они  в первую очередь называют свободу самовыражения через искусство,  их можно называть «Крестоносцами  современности». Не вызывает сомнения то, что они своими акциями пытаются проверить, насколько далеко они могут зайти в попытках навязать миру свои объявленные универсальными идеалами представления о свободе, и проверить, насколько мусульмане готовы смириться с этими представлениями. Каждый следующий за подобной провокацией акт насилия со стороны какого-либо мусульманина они воспринимают как доказательство того, что доминирующие на Западе идеалы свободы  с исламом  не совместимы.

Тот факт, что они используют  современные средства массовой информации для своих провокаций и прикрываются при этом задачами просвещения, хоть и придает этим «крестоносцам» современный образ, однако нисколько не делает их антиисламскую деятельность чем-то новым, как не делает ее специфическим явлением современности.

В конце концов, и сам Пророк Мухаммад, мир ему, как и все остальные  пророки, которых чтит иудаизм и христианство, вынуждены были терпеть ненависть, осуждение и преследования. Эпоха средневековых крестовых походов из-за культурных и религиозных расхождений стоила несравнимо большему числу мусульман, как впрочем, и христиан, жизни и свободы, чем распространяемые в наши дни в интернете уничижительные представления об исламе и клевета на  Пророка. Тем не менее, именно период средневековья стал образцовым временем в том, что касается  взаимного уважения между религиями и  культурного диалога между ними.

Если бы тогдашние  интеллектуальные элиты Запада свой образ ислама создавали, исключительно ориентируясь на  представления о нем проповедников крестовых походов, таких,  как Бернард  Клервоский, то  античные  знания о сферичности Земли и дальше остались бы неведомыми христианскому миру, и  Колумб не смог бы ни выбрать путь к Америке, ни открыть ее. Точно также и исламский мир не смог бы воспользоваться созданными столетия спустя на Западе технологическими инновациями, при помощи которых стало возможным превратить арабские пустыни,  тысчелетиями считавшиеся бесплодными,  в прибыльные сельскохозяйственные угодья.

Провокации и провокаторы против определенных религий и их святынь так же стары, как и сами религии, но никогда они не были способны ни внести вклад в коллективный отрыв от религиозной веры, ни помешать взаимному обогащению культур и их из религий почерпнутых этик.  Тот факт, что идеалы свободы эпохи  Просвещения вообще могли быть объявлены «универсальными»  как раз  обязан именно тому, что мировые религии, в том числе и ислам,  основаны на  том  этическом фундаменте, который содержит в себе те самые  идеи свобод, которые нынче  декларируются как «современные».

Нежелание прокоаторов и защищающих их элит признаться в этом и закрепить это в своем сознании, обнажает их сущность невежд, которым мало дела до гражданских свобод и плюрализма мнений, потому что они обеспокоены лишь проблемой самоутверждения. Пока мусульмане продолжают интерпретировать эти провокации как повод для гнева против запада как цивилизации, сопровождая  этот свой гнев и протест актами насилия, они лишь помогают «современным крестоносцам» добиваться своих целей, и способствуют тому, что их ограниченный, недалекий взгляд на ислам находит все большее распространение на Западе.

Перед мусульманаим стоит задача не допустить того, чтобы их отношение к Западу определялось влиянием тех сектантов, которые обвиняют всю западную цивилизацию в имперских установках. Следует не обращать внимания на невежественных людей с обеих сторон, а также не прекращать попытки в духе исламской этики сближаться с  другими конфессиями и внеисламской цивилизацией, чтобы совместно участвовать в глобальном человеческом прогрессе.

Если исламское сообщество признает, что так называемый «западный» идеал свободы   является не просто «свободой осуждения и оскорбления других», но подразумевает свободное развитие другого, с его собственными представлениями о религии и развитии мира, оно сможет  продемонстрировать как раз ту самую отрицаемую провокаторами совместимость стоящих за этими свободами ценностей и  ислама.  Основа для совместимости цивилизаций, возведенных на общих ценностях, в исламе  существует.

Мохаммед Халук, политолог и исламовед. Преподаватель политологии в университете Марбурга, Германия.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях