«Рост в моей компании происходит благодаря политике возглавляемого ПСР правительства по содействию развитию малого и среднего бизнеса», — так и заявил 56-летний бизнесмен журналистам.
Стремительный подъем в Турции обусловлен ограниченной исламскими нормами рыночной экономикой, которую внедряет правящая партия. Экономический бум наблюдается в основном в городах азиатской части страны, прозванных «анатолийскими тиграми».
В 2006 году Исмаил Догру увеличил площадь своего завода с 3,5 до 45 тысяч квадратных метров. Число сотрудников выросло с 20 до 200, а количество производимых в день гладильных досок подскочило с 50 до 3000. В настоящее время компания экспортирует свою продукцию в 40 стран мира.
Такой успех отчасти объясняется различными льготами, которые предоставляет правительство, такими как финансовая помощь в приобретении оборудования и расширении производства, скидки на электроэнергию, налоговые послабления.
Кроме того, правительство предлагает многим компаниям особую программу, по которой берет на себя часть расходов, включая транспортные, на участие руководящего звена в торгово-промышленных выставках в Стамбуле или за рубежом.
«До 2002 года правительственная поддержка не достигала малого и среднего бизнеса», — говорит Исмаил Догру.
Владелец производящей детали поездов компании Якуп Акин при поддержке правительства смог нанять на должность главного инженера выпускника престижного университета, чтобы продукция соответствовала международным стандартам качества.
В первый год зарплату новому сотруднику выплачивало государство, но уже начиная со второго года компания смогла делать это самостоятельно.
По данным Торговой палаты города Конья, число компаний, экспортирующих свою продукцию увеличились с 679 в 2005 году до 1200 в 2011-м. Объем экспорта вырос почти в три раза.
Владельцев компаний в Анатолии, таких как Конья и Кайсери, в Турции называют «исламскими капиталистами». Они придают большое значение традиционным исламским ценностям, и составляют главную опору правящей партии.
На всеобщих выборах в июне 2011 года ПСР поддержали 50 процентов проголосовавших избирателей; таким образом, ей удалось сохранить однопартийное управление. В Конье партия премьер-министра Эрдогана получила 70 процентов голосов – это самый высокий уровень по стране.
Ислам одобряет честный заработок, и сам пророк Мухаммад был купцом, торговал с зарубежными странами. Но богатые люди обязаны отдавать определенную часть своих средств на социальные нужды, например, благотворительные или образовательные проекты.
Поэтому многие компании в Конье поддерживают деятельность благотворительной организации «Dost Eli», помогающей примерно тысяче бедных семей. В 2011 году они пожертвовали в общей сложности 5,140 миллиона турецких лир (около 2,8 млн. долларов) — в 10 раз больше, чем 10 лет назад. Объясняется это довольно просто: правительство премьера Эрдогана освободило благотворительные пожертвования от налогов.
Рибе — нет
Содействуют экономической стабильности и появившиеся в стране исламские банки, которые действуют в соответствии с исламским правом и не взимают проценты.
Число отделений долевого банка Kuveyt Turk в Конье увеличилось за последние четыре года с двух до пяти. Банк приобретает необходимое компаниям оборудование, а затем продает его в долг по фиксированной цене, включающей комиссионные. Предприятия погашают долг в рассрочку.
«Поскольку мы не взимаем проценты, наши клиенты не сталкиваются с трудностями при погашении долга, — объясняет менеджер банка по центральному анатолийскому региону Биляль Гоксу. – Поэтому низка вероятность того, что наш банк обанкротится из-за растущих как снежный ком безнадежных кредитов. После мирового финансового кризиса в 2008 году исламский банкинг привлек к себе всеобщее внимание. В результате операции в рамках исламского банкинга в Турции выросли на 40-50 процентов».
Прежде турецкая экономика была сосредоточена на многопрофильных корпорациях, и в результате образовался огромный разрыв между крупными компаниями и малым и средним бизнесом, между большими городами и сельскими районами.
В 1980-х и 1990-х очень многие переезжали из Коньи в Стамбул. Но после прихода к власти Партии справедливости и развития этот отток прекратился.
«Уровень безработицы в Турции — около 10 процентов. Но в Конье он составляет 6 процентов. А количество безработных выпускников вузов и вовсе равно нулю. За последние несколько лет компании в провинциальных районах расширили рынки сбыта и начали экспортировать свою продукцию в зарубежные страны», — говорит Гоксу.
Вице-президент филиала Ассоциации независимых промышленников и предпринимателей в Конье Мехмет Али Коркмаз возглавляет компанию, производящую на экспорт спагетти.
«В исламе работа также считается поклонением. Служение людям – это служение Богу», — говорит Коркмаз. По его словам, сейчас все больше руководителей компаний в Турции понимают, что «возрождение ислама восстановление промышленности».
«Политика связанных с исламом политических партий раньше заключалась в популизме, и подстраивании под запросы широкой публики, — говорит профессор экономики из университета Bahcesehir в Стамбуле Сейфеттин Гюрсель. — Но ПСР приспосабливает свою политику к рыночной экономике. Эти перемены отвечают чаяниям руководителей компаний в Анатолии, стремящихся выйти на международные рынки».
Братья-бизнесмены в Египте
Одним из таких рынков является Египет.
В престижном торговом центре Каира расположен большой магазин турецкого производителя мебели Istikbal из Кайсери, который, как и Конья, считается городом предпринимателей.
Продукцию компании продает в Египте Хасан Малик, владеющий также несколькими фирмами в Египте. Он один из ключевых членов движения «Братья-мусульмане», играющего ведущую роль в правительстве страны после свержения старого режима.
Хасан Малик начал свой бизнес в 1980-х годах, вместе с заместителем председателя «Братства» Хайратом аль-Шатером, известным также своей предпринимательской деятельностью. Одна из созданных Маликом компаний — компьютерная фирма.
В январе он основал Египетскую ассоциацию развития бизнеса, и стал ее председателем. В эту организацию вступили уже около 400 предпринимателей.
«С падением коррумпированного и использовавшего принудительные методы правительства Египет получил хорошие возможности для экономического развития», — говорит Малик.
В успехе Турции, заметном хотя бы по импорту мебели, он видит пример для своей страны.
«Прежде всего, в Египте нужно уменьшить число безработных с помощью политики поддержки малого и среднего бизнеса. Опыт ПСР указывает путь, которым должен следовать Египет», — считает бизнесмен.
По материалам японского издания Asahi Shimbun.