Инициатором установки скульптуры под названием «Хранительница» выступил фонд «Возрождение» и первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, которые обустраивают культурно-исторический памятник в Булгарах. Открытие скульптуры решили приурочить к памятной дате принятия ислама Волжской Булгарией в 922 году – 21 мая. Но когда эскиз скульптуры явили жителям Татарстана, верующие возмутились — в соцсетях и СМИ прошла протестная кампания против установки языческой скульптуры. Власти на протест мусульман отреагировали уклончиво: скульптуру установим, но подальше от мечети.
Один из авторитетных лидеров российских мусульман, имам-хатыб Саратовской соборной мечети «Рашида» Мукаддас Бибарсов написал открытое письмо Минтимеру Шаймиеву. Саратовский муфтий призывает первого президента Татарстана отказаться от установки барса, дабы не впасть в неверие.
«Сегодня вы являетесь одним из наиболее известных представителей татарского народа, который пошёл за вами как за руководителем Республики Татарстан в 1991 году. С тех пор вы неустанно трудились и на этом пути достигли значительных успехов. Вы сумели сплотить татар, дали импульс не только материальному, но и духовному возрождению народа. Вы всегда имели свою точку зрению и занимали ту позицию, которая соответствовала чаяниям населения республики, пусть даже это шло вразрез с политикой высшей власти», — пишет Мукаддас Бибарсов.
Он отмечает, что после оставления должности президента РТ Минтимер Шаймиев не покинул регион, а продолжил важный труд восстановления Булгар, исторического центра, где в 922 году ислам был принят в качестве государственной религии.
«На вас были обращены взоры очень многих верующих людей, у которых вы имеете огромный кредит доверия. Мусульмане готовы закрыть глаза на многие ошибки, которые могли быть у Вас, как у любого другого человека. Но то, что сегодня творится вокруг Булгар, способно перечеркнуть все предыдущие усилия», — полагает Бибарсов. Муфтий напоминает, что согласно исламскому учению, установка любого рода скульптур, статуй, подразумевающих образы, имеющих телесную форму и являющихся предметом почитания, строго запрещена в Исламе.
«А Булгарская земля ассоциируется прежде всего с Исламом. Установка же откровенно языческой символики на исконно мусульманской земле, олицетворяющей Ислам в России, — это оскорбление религиозных чувств и прямой вызов мусульманам, независимо от их национальной принадлежности. Ни один верующий в Аллаха и пророческую миссию Мухаммада (мир ему) не может одобрить то, на что, по мнению всех ученых, есть категорический запрет Всевышнего Аллаха и Его Пророка (мир ему)», — пишет Мукаддас Бибарсов.
«Пусть следующие мои слова не покажутся вам высокопарным преувеличением, Минтимер Шарипович, но Вы стоите на пороге роковой ошибки, совершения самого тяжкого греха по отношению к своему Создателю. Минтимер Шарипович! Вы сильный человек, найдите в себе мужество отказаться от установки этого идола на Булгарской земле, символизирующей Ислам в России», — призвал лидер саратовских мусульман.
Накануне появления этого обращения в казанском Кремле прошла встреча Минтимера Шаймиева с главами официальных мусульманских структур – председателем совета муфтиев России Равилем Гайнутдином, главой Духовного управления мусульман Талгатом Таджуддином и председателем духовного управления мусульман РТ Ильдусом Файзовым. Вероятно, встреча призвана была придать легитимность скульптуры в среде верующих.
Как сообщают татарстанские СМИ, Шаймиев подчеркнул, что крылатый барс на протяжении многих веков являлся символом Булгарского государства, и установка этой скульптуры не имеет под собой никакой религиозной подоплеки.
Представители официозного духовенства посоветовали Шаймиеву переименовать «Хранительницу», поскольку это название, по их мнению, «не воспринимается верующими».