Закрыть

Обо всём

Мусульманский средний класс ждет перемен

 

Этот разрыв поддерживался  милитаризованной структурой власти, навязывавшей волю богатой правящей элиты тем, которыми она  управляла. Мечеть была единственным местом, где этот экономический разрыв стирался. Это тоже, в некотором смысле, служило цели богатых правителей — создавая впечатление, что два класса являются частями одного и того же общества.

Этот четкий механизм в настоящее время начинает давать сбои,  и в ряде мусульманских государств, включая Пакистан, складываются новые политические и экономические системы. Причиной этого чуть ли не революционного изменения является рост мусульманского среднего класса. Это происходит в обеих частях мусульманского мира – как в арабских, так и в неарабских составляющих этой огромной территории, которая простирается от Индонезии на востоке до Марокко на западе. Но, как будет видно далее из этой статьи: свое влияние на это  явление оказывает растущее мусульманское население в тех регионах, где оно образует диаспору – на Западе.

Каковы же непосредственные причины возникновения среднего класса в мусульманском мире? Давайте начнем с тех огромных демографических изменений, которые произошли в странах этого региона. На протяжении десятилетий темпы роста населения в мусульманских странах были заметно выше, чем в других развивающихся странах. Большую роль в этом играла религия — или, по крайней мере, то, как ее истолковывали некоторые религиозные лидеры.

Традиции сдаются перед экономикой

Приведем два примера: попытка Айюб Хана внедрить планирование семьи в Пакистане в 1960-х годах была успешно отвергнута исламскими партиями, и способствовала его падению после 11-летнего правления;  в Иране, приход к власти исламского режима привел к резкому увеличению уровня рождаемости, и, как следствие, к росту численности населения.

Как мы знаем из опыта католических стран Европы, религиозные убеждения не могут слишком долго противиться экономической необходимости. Количество детей на каждую рожающую  женщину — определение человеческой рождаемости — в католической Европе значительно снизилось. То же самое происходит в мусульманском мире. Иран, Пакистан и Турция отмечают  в последние годы значительное снижение рождаемости. Но к этому времени, прежние высокие темпы роста населения уже создали группу населения, пополнившую ряды среднего класса. Эта группа лучше образована, более урбанизирована, и больше стремится к  переменам.

Насколько многочислен мусульманский средний класс, и с какой скоростью он увеличивается? На эти вопросы нелегко ответить, поскольку исследований проводилось не так много. Судя по проведенным в  некоторых странах исследованиях, размер этой части населения можно оценить в 250 млн. человек в семи странах с наибольшим мусульманским населением. Это Индонезия, Пакистан, Индия, Бангладеш, Турция, Иран и Египет. Средний класс в них составляет около 30 процентов от общей численности населения. Учитывая темпы экономического роста в этих странах — в среднем на шесть процентов в год — и относительно неравномерное распределение доходов, размер среднего класса, вероятно, увеличивается на 8-10 процентов в год. Это означает, что с каждым годом к этой группе будут добавляться от 20 до 25 миллионов человек.

Восток&Запад

Мусульманский средний класс широко представлен в различных диаспорах,  рассеянных по всему миру. Большие мусульманские общины существуют в Западной Европе и Северной Америке. Их общая численность составляет более 20 миллионов человек. Вопреки европейским и американским опасениям по поводу проникновения в эти общины радикального ислама, их широкие слои подхватили либеральные экономические, политические и социальные ценности, присущие населению принимающей страны. Благодаря этому диаспоры стали более современными и светскими, чем коренное население  тех стран, из которых они происходят.

Развитие в последние годы коммуникационных технологий позволяет мусульманским общинам на Западе не только поддерживать связи со своей родиной, но и оказывать влияние на ее население. Нам известно из нескольких тематических исследований, проведенных для лучшего понимания динамики «арабской весны», что диаспора оказала глубокое влияние на события, приведшие к восстаниям. Видные члены диаспоры занимаются сейчас политической реструктуризацией в таких странах, как Египет, Ливия и Тунис. В Пакистане росту влияния Имран Хана (лидера партии «Движение за справедливость») способствует моральная  и финансовая поддержка пакистанской диаспоры в Великобритании, Западной Азии и Северной Америке.

Некоторые ученые ислама полагают, что долгожданные исламские реформы придут от  мусульманских общин на Западе. Они чувствуют, что их религия оказалась под влиянием тех, кто  хочет вернуть ее назад, ко временам ее  основания, а не вперед, куда ей нужно идти. Они хотят оспорить идеи, исходящие от таких групп, как «Аль-Каида». Это может быть одной из причин, по которым пост-бинладеновское руководство этих групп, похоже, переместило основное внимание от борьбы с Западом к влиянию на свою мусульманскую родину.

Важный вывод, который можно сделать из этого анализа, заключается в том, что рост среднего класса окажет глубокое влияние на развитие всего мусульманского мира. Он будет иметь сдерживающее влияние на все аспекты жизни в этих странах, совершающих переход от старого порядка к тем, которые появляются сейчас.

Шахид Джавед Бурки, бывший министр финансов Пакистана. Английский текст статьи опубликован в Business Standard


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях