Сканирование в аэропортах может показаться для мусульманского комика особенно благодатной темой, однако Дин основной упор делает вроде бы совсем на другом — мужской анатомии.
«Они видят мою физиономию на мониторе, — веселит он публику в Университете штата Мичиган, — А я только и думаю: «Пожалуйста, не смейтесь, ну пожалуйста, не смейтесь». Зато потом становится понятно, что же на самом деле в его юморе главное.
«Лица мусульманской национальности»
Сейчас, десять с лишним лет спустя после трагедии 11 сентября 2001 года, мусульманская эстрадная комедия в Соединенных Штатах переживает настоящий расцвет. И хотя отношение к смешному у таких юмористов, как Обейдулла, Ахмед Ахмед и Амир Зар во многом различно — и не всем оно по нраву – все же они не просто смеются над собой и «лицами мусульманской национальности» в угоду публике.
«Я думаю, само наше общество подтолкнуло нас немного. Они устали слушать одни и те же шутки о … проблемах в аэропорту… Им хотелось более тонкого подхода к комедии», — заявил Обейдулла «Ассошиэйтед пресс» во время своего турне по городам штата Мичиган.
«Приходится быть динамичным. Одно и то же представление — это скучно. Второй или третий раз люди на него не пойдут».
Большим успехом пользовалась его шутка об одержимости американских СМИ баскетболистом азиатского происхождения Джереми Лином: «Это живое всем нам свидетельство: если упорно трудиться, верить в свои силы и закончить Гарвард, можно добиться чего угодно». Затем он принялся высмеивать то блаженное неведение, в котором пребывают многие американцы относительно внешнего мира: «Мы многого не знаем о других странах… Мы заняты, ведь нужно смотреть «Семейство Кардашян» (популярное реалити-шоу), на это уходит куча времени».
Поворотная дата
Мусульманский юмор в США начался не с трагедии 11 сентября. Но эта дата стала важным поворотным моментом для американских мусульман в плане того, как они ощущают себя в этой стране и как шутят о самих себе, считает доцент социологии нью-йоркского колледжа «Джон Джей» Мукахит Биличи.
«Та дискриминация, предрассудки и стереотипы, от которых страдают другие мусульмане – просто божий дар для мусульманина-комика», — писал он в одной из глав составленной коллективом авторов книги «Исламофобия / исламофилия: за пределами политики врагов и друзей».
42-летний житель Нью-Йорка Обейдулла, впервые появившийся на эстраде еще за несколько лет до 11 сентября, когда основное время он уделял профессии адвоката, вспоминает, что «до того» большинство американских арабов – в том числе и он сам – «просто считали себя белыми людьми». «После того» некоторые в американском обществе стали думать иначе, говорит он.
«В своих комедиях мы отражаем то внезапное осознание, что мир вокруг нас изменился, хотя мы и не имели никакого отношения к 11 сентября», — рассказывает юморист, в жилах которого смешалась кровь палестинских и сицилийских предков.
Политические комики
«После 11 сентября люди стали относиться ко мне иначе, даже друзья. Не то чтобы плохо, просто больше задавали мне вопросы о мусульманах, хотя раньше эта тема вообще не возникала. Так что я начал говорить об этом в своих представлениях», — заключает Обейдулла.
Он называет себя «политическим комиком», и говорит – то ли всерьез, то ли в шутку – что вообще намерен податься в политику. По его словам, за последнее десятилетие число мусульманских юмористов заметно возросло, свидетельством чему заметно разросшийся Арабский американский фестиваль комедии, который проводится в Нью-Йорке.
Жизнь Амира Зара, американца палестинского происхождения, также бывшего адвоката, тоже поменялась вскоре после 11 сентября. Амир вырос в Филадельфии, в христианско-мусульманской семье, и учился в Мичиганском университете, на первом курсе юридического факультета, когда в 2002 году в университетский городок приехала группа мусульманских комиков, в том числе Обейдулла.
«Их шоу были тогда такие короткие, что кто-то даже спросил: «Может, кто-нибудь хочет выйти на сцену, чтобы заполнить время?» — говорит Амир Зар. – Я рассказал пару историй о своем отце, и всем понравилось. Я подумал: «О, это круто».
Теперь он гастролирует по всему миру. Конечно, остроты его с тех пор сильно изменились, хотя, по сути, так и не вышли за рамки культуры и религии. Просто сейчас Амир Зар шутит уже не о том, что «мой папа говорил», а, например, о слежке, которую ведет за мусульманами нью-йоркский департамент полиции, или о своих встречах с израильскими солдатами.
«Вначале это были довольно простые шутки. Потом я научился заставлять людей задуматься… о том, что они думают о нас».
«Сломать лед молчания»
Юморист и актер Ахмед Ахмед, основатель шоу «Ось зла», родился в Египте, и вскоре после этого переехал с родителями в Калифорнию. На ранней стадии юмористической карьеры ему оказала мощную поддержку владелица известного голливудского клуба Comedy Store Мици Шор.
«До 11 сентября я выступал на сцене в течение 7 лет, и за год до трагедии Мици меня наняла», — говорит Ахмед. — У нее было такое предчувствие, что Америка будет воевать с Ближним Востоком… Она сказала: «Мусульманские юмористы будут очень нужны во всем мире, чтобы разбить стереотипы и заблуждения».
Именно владелица клуба убедила его выступить с юмористической программой всего через четыре дня после потрясшей весь мир трагедии. «Ты должен подняться на сцену и сказать об этом», — заявила она в ответ на его возражения.
Он послушно принялся развлекать «довольно мрачную» аудиторию, состоявшую примерно из 40 человек. Сначала попросил почтить память жертв минутой молчания, а затем: «К вашему сведению, меня зовут Ахмед Ахмед, и я не имел к этому никакого отношения. Это я так, на всякий случай говорю, чтобы никому не пришло в голову меня провожать после шоу».
«Мы в некотором роде сломали лед молчания – о чем можно говорить, о чем нельзя», — вспоминает он.
С тех пор мусульманских юмористов, по его выражению, «расплодилось видимо-невидимо», хотя некоторые из них просто пытаются «выехать на модной религиозной теме».
И в любом случае, «пройдет, пожалуй, еще несколько лет, прежде чем наш голос действительно будет слышен в сообществе американских юмористов», считает Ахмед Ахмед.