Ислам – это борьба за мир. Внутри нас
Вопрос №1
— Отстаивая свою мусульманскую идентичность, вы на некоторое время стали даже «невъездным» в США. Посоветуйте, а как американским мусульманам следует отстаивать свою религиозную принадлежность?
Я бы сказал, что тут нужно быть очень осторожными, и не превращать это отстаивание в сопротивление. Но отстаивать надо потому, что мы хотим быть самими собой, и знаем, что для нас значит ислам.
Я считаю, наша сила заключается главным образом в том, чтобы вернуться к основам исламской веры, к традиции и «акыде» (вероубеждению), то есть, на самом деле, к связи с Богом.
Что касается мусульман, живущих на Западе, и в Соединенных Штатах, я опасаюсь двух крайностей. Некоторые углубляются очень далеко в духовность, в суфизм, утверждая, что «вот это ислам» и «только так можно быть хорошим мусульманином». С другой стороны, некоторые резко настроены против системы, борются за права и политику. И между этими крайностями как будто пропасть.
Но быть мусульманином и отстаивать свою религиозную принадлежность — это одновременно и то, и другое. Это значит действительно понимать саму суть ислама, которая заключается в том, чтобы очистить себя и вернуться к близости к Аллаху, к Богу, и постараться понять, что, в конце концов, вся наша жизнь есть борьба за мир, и самый важный мир – это мир внутри.
Тут мы подходим к ценностям и пониманию единства Бога: таухид — это примирение между вами и Им (Богом), то есть внутри вас, потому, что познание Бога находится между вами и вашим сердцем:
«… знайте, что Аллах стоит между человеком и побуждениями его сердца», (Коран, сура «Аль-Анфаль» 8: 24)
Мы должны создавать справедливость
С другой стороны, мы делаем все это, чтобы изменить мир к лучшему. А изменить мир к лучшему означает изменить к лучшему США — это значит, что мусульмане должны вносить свой вклад в лучшие из ценностей: справедливость, равенство, расширение прав и возможностей.
Итак, зная, что значит быть в мире с Богом и стремиться к справедливости, я борюсь за свои права в этой стране, говоря: «То, что вы делаете, это неправильно». Потому что, в конце концов, нет ничего плохого в том, например, что я поддерживаю палестинцев, и я буду и дальше их поддерживать, что бы ни случилось. Ведь это справедливо, потому что это угнетенный народ, и мы должны это делать.
Такой образ мыслей очень важен, потому что вы отстаиваете не «против», вы отстаиваете «за»: свои ценности, определенные цели. Это значит больше справедливости в США, которые являются демократией, но еще не совершенной демократией. Если вы афроамериканец, живущий в этой стране, вы все еще сталкиваетесь с несправедливостью. Если вы бедны, вы сталкиваетесь с несправедливостью. Так что борьба за гражданские права в этой стране продолжается. И то, что ваш президент сейчас — афроамериканский президент, вовсе не значит, что все проблемы разрешены. Это не так. Возможно, это символ, но символы могут скрывать реальность, а не выражать ее.
Вот на чем должны стоять мусульмане, и в чем они должны проявлять напор и решительность.
Но преследуя эти две цели, которые я считаю очень важными, ни в коем случае нельзя впадать в менталитет жертвы. Мы — не жертвы. Жизнь – это испытание:
«Тот, который сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям». (Коран, сура «Аль-Мульк» 67: 2)
Итак, жизнь — это испытание. Ваша жизнь и смерть – испытания, и нужно их достойно пройти. Вы должны быть субъектом своей собственной истории. Быть американцами, быть гражданами западных стран, это вовсе не значит говорить: «Ах, мы жертвы. Вы не любите нас, поэтому мы спрячемся подальше, или покажем вам, например, красивую сторону духовности».
Это не так. Красивая сторона, конечно, есть, но она должна быть видна через ваши поступки и поведение в обществе. Потому, что в исламе вера демонстрируется именно через поступки и поведение – и в гражданском, и в социальном плане, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
В любой точке мира нас — большинство
Еще одну важную вещь я наблюдаю это во многих западных странах, равно как и в США. Это мышление меньшинства: «Ах, мы меньшинство в этом обществе».
Нет, наши ценности – это ценности большинства. Таким образом, как граждане мы должны выступать в защиту справедливости. Тогда нас поймет любой, потому что мы за справедливость для всех и каждого, мужчин и женщин, черных и белых. Во всем, что касается справедливости, мы «за». И вы знаете, против чего — пытки, незаконная экстрадиция, неправильные законы против иммигрантов … Все это наша борьба.
Так что нам нужно проникнуться умонастроением большинства, обращаться ко всем Соединенным Штатам, как к большинству, с нашими ценностями большинства, и именно в этом мы должны быть конструктивными.
Вопрос №2:
— Как вы думаете, могут ли мусульмане интегрироваться в общество, а не просто ассимилироваться?
Опять же, это всегда вопрос терминологии: что значит интегрироваться?
По-моему, это уже позади. Религиозная и культурная интеграция завершена. Вы и ваши организации, все то, что вы делаете, демонстрирует, что вы американцы. Вам просто нужно принять тот факт, что вы американские мусульмане, или мусульманские американцы. Проблема в другом. Я неустанно это повторяю, потому что всегда найдутся те, кто скажет: «Вам, мусульманам, нужно интегрироваться». Используя этот термин, они создают проблему. Мы же должны поступать в точности наоборот, потому что успех интеграции в том, чтобы все прекратить разговоры об интеграции. Она уже позади.
Давайте поговорим о настоящей проблеме, а именно о нашем вкладе. Это то, что мы должны сделать — внести свой вклад в это общество. Причем он должен быть на многих уровнях. И опять же, не только в социальном плане, но и в духовном, в плане этики. Наши отличия должны быть морально-этическими, а не только в манере одеваться. То, как мы одеваемся, просто показывает, во что мы верим. Говоря о ценностях, мы говорим о достоинстве, о личности. Мы заявляем людям: ваша ценность не в том, что вы имеете, а что из себя представляете.
Своей манерой одеваться мы посылаем некое сообщение. Так что, я бы сказал, это очень важная сторона нашего присутствия в США и в западных странах.
Для пущей ясности можно сказать: «Хорошо, вы хотите, чтобы я интегрировался, став меньше мусульманином, и больше американцем? Ничего не выйдет, ваша игра проиграна». Все те, кто сейчас сюда приезжает, хотят быть одновременно и в полной мере мусульманами, и в полной мере американцами. К этому нам и нужно стремиться.
Но мы также должны сказать мусульманам: «Будьте осторожны. Не попадитесь в ловушку этой американской мечты, живя в Соединенных Штатах, зарабатывая деньги и забывая о ценностях и принципах».
И если взглянуть на реальное положение мусульманской общины в Америке, можно заметить разрыв между новыми иммигрантами, новыми американскими гражданами, живущими за пределами бедных кварталов, которые делают деньги, строят большие мечети, а в бедных кварталах мы имеем афроамериканских мусульман, очень бедных, маргинализованных в этом обществе. И они говорят этому обществу: вы указываете нам, как интегрироваться? Мы коренные американцы, мы веками здесь жили. Может, как раз наоборот, Соединенные Штаты должны интегрировать мусульманское присутствие, а не мусульмане – интегрироваться. Это мы также должны сказать людям.
Таким образом, это также очень важная интеллектуальная борьба, интеллектуальный джихад. Он заключается в том, чтобы противостоять применению неправильной терминологии, используемой для создания проблем, которые уже решены.
Вопрос № 3:
— Исламское общество Северной Америки реализует несколько программ, рассчитанных на общество в целом. Насколько важны эти программы? И как, по-вашему, это скажется на религиозном сознании самих мусульман?
Во-первых, конечно, я эти программы поддерживаю, потому что действительно считаю, что мы должны этим заниматься. Я бы начал с полной картины, чтобы мусульмане были не только внешне заметны, когда мы говорим об исламе. Речь о том, какие мы люди. Это и значит быть мусульманином. В этом суть ислама.
Наш враг не немусульмане, а всё, что неправильно
Поэтому когда мы говорим о том, чтобы быть мусульманами в этой стране, в США, это на самом деле значит участвовать во всех дискуссиях. Если мы говорим о школах, нужно участвовать во всем, что имеет отношение к образованию, а не говорить: «Ах, мы откроем наши исламские школы».
Это хорошо. Открывайте исламские учебные заведения, но как же государственная система? Как же школы и учебные программы, чему мы учим?
Когда мы говорим о социальных проблемах, это маргинализация, бедность в этой стране, хотя это, предположительно, самая большая и богатая страна в мире. Но, несмотря на это, пойдите и посмотрите, как живут люди, вы увидите бедность и совершенно неприемлемые вещи. Таким образом, мы говорим о человеческом достоинстве. Вот в чем нам нужно участвовать — мы должны бороться против всего, что имеет отношение к бедности. На Маврикии, например, мы начали большую кампанию (джихад) против бедности, потому что борьба с нищетой — это правильный способ ведения джихада. Наш враг не немусульмане. Наш враг это все, что неправильно. Так что этим тоже нужно заниматься.
Когда речь заходит о семье, мы, мусульмане, тут же заявляем, что семья очень важна. Хорошо, но что мы видим в богатых странах? Все эти разводы и дети, и неизвестно, как быть с властями и передачей (родительских прав). Как насчет отцовства? Мы очень много говорим о женщинах, и правильно делаем, но нужно также говорить и об отцах, потому что очень трудно быть отцом в западном обществе.
Итак, вот где должны быть мусульмане; во всем, что называется быть гражданином, или быть человеком. Это комплексный подход. Пусть вас воспринимают как американцев — американских мусульман, участвующих во всем, а не только в том, что касается ислама. Потому что если вы появляетесь только тогда, когда мы говорим об исламе – внутри страны, или на международной арене — вас по определению воспринимают как защищающуюся сторону: вы выступаете, только когда речь идет об исламе. Так что этим тоже необходимо заниматься.
Второй момент, который также важен, это вся та работа, о которой вы говорите — проявление солидарности; и рассказывать людям об исламе, если они хотят о нем узнать; и поддержка бедных и нуждающихся. Это все хорошо, но это должно быть частью чего-то большего, некоего общего видения. А общее видение — это когда, говоря о своем вкладе, мы имеем в виду не только солидарность, не только гуманистическую или гуманитарную деятельность. Это также и права, защита прав. Вот что значит — отстаивать.
Можно, например, говорить о демократии, но очень важно то, как она реализуется. Поэтому, если вы чернокожий в этой стране, из-за того, что у вас порой недостаточно денег, вы сталкиваетесь с неправильной реализацией: дискриминацией на рынке труда, в жилищной сфере. Так что в этом нам тоже нужно участвовать, отстаивать, говоря: «Мы делаем это ради нашей страны».
Во имя человечества
Таким образом, от нас требуется не только большое сердце. От нас требуется еще и очень напряженная интеллектуальная борьба за все, что касается наших прав, нашего гражданства, нашего достоинства. И в этом также должна проявляться солидарность. Но тут я несколько даже опасаюсь всех этих проявлений мусульманами солидарности — во время Рамадана, и вообще. Все бы ничего, но если взглянуть глубже, получается, как будто мы хотим показать людям, какие мы хорошие, добрые, заботливые. Это хорошо только в том случае, если мы говорим, что у нас есть сердце, но есть также и требования: мы хотим, чтобы к нам относились с достоинством, и не только к нам, но и к каждому отдельному человеку.
И последний аспект этой работы — это принимать участие в том, что действительно важно для нашего времени. Я не вижу достаточного мусульманского вклада в то, что касается глобального потепления, экологии, отношения к животным, например. Тут надо быть самокритичными. Во время праздника Ид аль-Адха (Курбан-байрам), например, как мы относимся к овцам, как их забиваем? Нужно задаться вопросом: «Правильно ли мы это делаем?»
Мы очень строго относимся к технической стороне вопроса – например, что нужно сказать перед этим «Бисмилля, Аллаху Акбар» (Во имя Аллаха, Аллах Величайший). Но то, как мы относимся к животным, это неправильно. Это не то, чему учил Пророк. Тут нужно проявлять самокритичность, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел нам обращаться с животными достойно.
Мы не можем демонстрировать людям, что строго относимся к внешней стороне, и не вникаем вглубь учения. Все это очень важно. Таким образом, я, конечно, поддерживаю то, что уже сделано, но хотелось бы, чтобы это было в рамках некоего видения, многогранного и всеобъемлющего.
Вопрос №4:
— Какой вы видите американскую мусульманскую общину через десять лет, особенно в районе залива (Сан-Франциско)?
В своей последней книге («Во что я верю») я говорил о том, что это вопрос не десяти лет, это вопрос, по крайней мере, двух поколений. У нас будут проблемы, и решить их будет нелегко. Потому что, как можно видеть после трагедии 11 сентября, их становится все больше и больше. Хотя они были и до этого. Дело в том, что нас считают чужими: мы чужие среди своих, или свои, к которым все равно относятся как к иностранцам. И суть вопроса в том, как это преодолеть.
Я бы сказал, что это вопрос времени. Вот почему я всегда говорю, что мы должны нормализовать свое присутствие, избегая при этом чрезмерного упрощения. Имеется в виду, что быть американским мусульманином — это вполне нормально; но у нас есть этические различия, и это значит не упрощать наше присутствие здесь. Вот что говорит Создатель:
(И вот Мы создали средь вас такую общину, чтобы вы стали примером для [других] людей). (Коран, 2, 143)
Так что, я думаю, это будет нелегко, вы еще столкнетесь в США с проблемами, и с кампаниями против мусульманского присутствия.
Надо угождать не людям, а Богу
Послушайте, что говорят некоторые в США о том, что происходит в Европе, (причем эта тенденция исходит в основном из Соединенных Штатов): «В Европе сейчас просто Арабистан, ислам колонизирует Европу своим численным превосходством. И тот факт, что число мусульман будет расти в геометрической прогрессии, означает, что их присутствие станет очень ощутимым».
Таким образом, они пытаются запугать людей.
В то же время в США за мусульманами внимательно наблюдают, а иногда и откровенно следят. Так что я хочу сказать мусульманам: вам будет нелегко, но у вас есть выбор, и вы получите то, что заслуживаете. Если вы настойчивы, уверены в собственных ценностях, и знаете, что приехали сюда не для того, чтобы быть «чужими», но чтобы быть среди людей, как американцы, дать этому обществу самые лучшие ценности, продемонстрировать наилучшее поведение. Вот в чем нужно проявлять настойчивость.
Ваша духовность, ваше сердце, вы сами — не забывайте себя в этом обществе, и не забывайте об обществе, заботясь о самих себе. Всегда нужно соблюдать равновесие. И отдавать. Вы это то, что вы отдаете, и в то же время то, чем вы являетесь. Это и значит быть мусульманином: «те, которые уверовали и творили добрые дела». (Коран, 2, 25). Вот что такое равновесие.
Это будет нелегко. Вокруг вас люди, и если вы здесь для того, чтобы угодить им, вы никогда не будете жить в мире с самими собой, потому что смысл жизни не в том, чтобы угождать людям. Смысл жизни в том, чтобы стремиться к Его довольству, и вы знаете, что когда угождаешь Богу, люди начинают тебя уважать. В этом смысл бытия с Богом.
И второй, также очень важный момент — как бы вас ни критиковали, как бы люди вас ни отвергали, можно заметить, что в самом этом обществе многие начинают прислушиваться. Многие американцы понимают, что что-то во всех этих дискуссиях (об исламе) не так. Так что они прислушиваются к мусульманам, они слушают нас, они хотят знать, кем пытаются быть эти их сограждане. Таким образом, все зависит от нас, нужно просто перестать занимать такую позицию, что нас не любят в этой стране.
Если мы будем уважать себя, то и другие станут нас уважать. Это будет нелегко, на это потребуется время, силы, терпение, упорство и выносливость – такова жизнь. И если вспомнить о том, что приходилось выдерживать другим мусульманам — в иных жизненных ситуациях и в иные времена – им приходилось гораздо труднее, чем нам сейчас.
Таким образом, в наших силах сделать то, что мы должны сделать, инша Аллах.
Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте профессора www.tariqhamadan.com.