Закрыть

Праздники и приметы

Официальное благословение для буддийского радикализма

 

Главный апологет движения —  монах по имени Вирату — был заключен правившей прежде военной хунтой в тюрьму за насилие в отношении мусульман, и как-то назвал себя «бирманским бин Ладеном».

Вирату призывает буддистов бойкотировать мусульманские магазины и избегать межконфессиональных браков. Мечети он называет «вражескими базами».

Среди его поклонников — министр Мьянмы по делам религий Санн Синт.

«Проповеди Вирату – о распространении любви и понимания между религиями, — заявил министр «Рейтер» в своем первом интервью международным СМИ. – Не может быть, чтобы он разжигал религиозное насилие».

Санн Синн.  бывший генерал-лейтенант бирманской  армии, не видит также ничего плохого в бойкоте мусульманских магазинов и предприятий, за который ратуют монахи из  969.

«Мы сейчас практикуем рыночную экономику, —  сказал он. — Никто не может это остановить. Это зависит только от потребителей».

Благосклонно смотрит на 969 и президент Тейн Сейн.  В ответ на рост внимания к радикальному движению его офис выступил в прошлое воскресенье с заявлением, в котором говорится, что 969 – «это просто символ мира», а Вирату – «сын господа Будды».

Между тем Вирату и другие монахи имеют непосредственное отношение к распространению насилия на религиозной почве по всей Мьянме. Антимусульманские настроения тлели при военной хунте, которая почти полвека правила страной, известной прежде как Бирма. Но самое кровопролитие  началось  после того, как к власти в марте 2011 года пришло нынешнее полугражданское правительство.

В результате двух вспышек насилия в прошлом году в штате Аракан погибли сотни мусульман – представителей лишенной гражданства народности рохинья. 140 тысяч остались без крова. Проведенное западными журналистами расследование установило, что организованные нападения на мусульман в прошлом октябре года возглавили местные  националисты, подстрекаемые буддийскими монахами,  иногда при поддержке сил безопасности.

В марте этого года, по официальным данным,  44 человека погибли – все кроме одного мусульмане, и 13 тысяч бежали, спасаясь от погромов в   городе Меиктила,  в центральной части страны. Документально зафиксировано, что убийства произошло после подстрекательства толпы  буддийскими монахами. В мае буддийские толпы жгли и терроризировали мусульманские кварталы в северном городе Лашо. С тех пор сообщения о беспорядках поступают со всей страны.

Число 969, безобидное само по себе, относится к атрибутам Будды, его учению и монашеству. Но монахи из движения 969, вопреки миролюбивой природе буддизма, находят моральное оправдание для  волны  антимусульманских погромов.

Еще один видный представитель движения Вимала Бивунта в своих проповедях сравнивает мусульман с  тигром, который входит в плохо охраняемый дом, готовый растерзать его обитателей.

Официально в Мьянме нет государственной религии, но ее правители уже давно ставят превыше всего буддизм.   Мусульмане составляют примерно 4 процента населения. Буддизм исповедуют 90 процентов из 60 миллионов жителей страны,  и его распространением занимается  специальный отдел в Министерстве религии, созданный еще во времена правления хунты.

Монахи играют сложную роль в бирманской политике. Они занимали центральное место в  «Шафранной революции» против военного правления в 2007 году. Генералы — включая нынешнего президента Тейна Сейна и высших членов его правительства — подавили тогда восстание.

Сейчас  широкая программа реформ Тейна Сейна дала физическую свободу  примерно 500 тысячам монахов, и  свободу слова и собраний. Они могут ездить по всей стране, и распространять буддийские учения, в том числе и доктрину 969.

В нарождающейся демократии Мьянмы монахи становятся мощной политической силой в преддверии назначенных на  2015 год всеобщих выборов. Их новообретенное влияние даже  породило здесь теорию заговора: движение 969 контролируется сторонниками жесткого курса из  прежней хунты, которые разжигают беспорядки, чтобы сорвать реформы и отвратить неминуемую победу на  выборах Национальной лиги за демократию Аун Сан Су Чжи.

Никаких доказательств,  подтверждающих эту теорию, пока нет, но даже в  правительстве поговаривают, что в ней может быть доля правды.

«Одним людям очень хочется реформ, а другие  не хотят никаких реформ, — считает Сое Тейн, один из двух ближайших советников президента Тейна Сейна. — Таким образом, что касается насилия на религиозной почве, кто-то может быть на той стороне – на  стороне противников реформ».

Но даже если 969 не контролируется мощными сторонниками жесткой линии, она имеет широкую поддержку, как в высших эшелонах власти, так и на низовом уровне.

Чиновники предлагают молчаливую поддержку, признает монах из радикального движения Вимала Бивунта: «Позволяя нам выступать с речами в защиту нашей религии и расы, я считаю, они поддерживают нас».

В этом с ним полностью согласен представитель Бирманской мусульманской ассоциации, учитель из  Янгона Мио Вин,  сравнивший монахов из 969 с Ку-клукс-кланом.  «Антимусульманское движение растет, и правительство его не останавливает», — говорит он.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях