Закрыть

Колонки

Политика как изобразительное искусство

 

Надо отдать должное команде премьер-министра, почувствовав, что после декабрьских протестов в стране  настроение масс действительно меняется, они взялись за дело всерьез. И изо всех сил пытаются вести избирательную кампанию в западном стиле, порывая с привычными для нашей страны традициями бессодержательного самовосхваления.

Взгляд на Путина глазами Владимира Владимировича

От имени кандидата еженедельно публикуются статьи, объясняющие изумленной публике о том, каким образом наш премьер-министр видит ту или иную проблему. С регулярностью хорошо отлаженной машин,  штаб производит литературные тексты, посвященные то экономике, то социальной политике, то вопросам образования. Тексты выходят весьма разного уровня, некоторые получаются банальными, с некоторыми хочется согласиться, а с другими спорить.

Некоторое недоумение вызывает лишь отстраненный взгляд на ситуацию в России  человека, который более десятилетия этой страной руководил.  Он описывает её так, как будто является приглашенным со стороны аналитиком, которого срочно попросили изложить в одной статье весь комплекс обнаруженных им проблем.

Казалось бы, можно только радоваться. Власть вызывает общество на разговор, а это по нашим понятиям уже достижение — мы больше привыкли к окрикам, приказам и угрозам. Ну, на худой конец, к обычному вранью, которое у нас является наиболее уважительной формой общения власти с народом (ведь если прибегают к обману, то есть надежда, что не станут сразу бить).

Однако призывы к дискуссии повисают в воздухе. К кому обращается премьер-министр? С кем собирается говорить? Оппоненты премьер-министра неспособны выдавить из себя даже подобия содержательной реакции, а общество, отвыкшее от того, что власти с ним разговаривают, просто не реагирует на публикации или не воспринимают их всерьез. И в самом деле, если с нами хотят что-то обсудить, начинать разговор надо было, как минимум лет пять назад, когда к правящей команде было если не доверие, то хотя бы интерес.

В доме  марионеток не говорят о веревочках

Попытка путинского штаба играть всерьез, с одной стороны, вязнет в болоте симуляции, заменяющей официальную политическую жизнь, а с другой стороны, разбивается о глухую стену взаимного недоверия и непонимания, существующую между властью и народом. Одно тесно связано с другим. О каких «честных выборах» можно говорить в ситуации, когда оппозицию придумала и сформировала под свои потребности сама же власть? Какое может иметь значение распределение голосов между марионетками в кукольном театре? Или власть думает, будто мы настолько наивны, и не знаем, что роли заранее расписаны. А главное, сама власть удивительным образом убеждена, что разыграв одну и ту же комедию много раз подряд с одними и теми же персонажами перед одной и той же публикой, она может рассчитывать на наш интерес.

В театре марионеток свои законы жанра. Куклы могут изображать на сцене оппозицию по отношению к кукловоду, но не могут стать ему альтернативой.

В нашей стране сложилась удивительная политическая система, где всё есть, но ничего не работает. Никто же не скажет, будто у нас нет судов? Суды есть, нет только доверия к их приговорам. А парламент? Он тоже есть, но там, как известно, «не место для дискуссий». Органы законодательной власти населены такими же картонными марионетками, как и все остальные политические структуры. Есть избирательные комиссии, которые должны считать наши голоса, но они, к сожалению, не умеют считать — при обобщении результатов так и норовит выскочить «число Чурова» — 146 процентов.

Даже «Единая Россия», изображающая из себя партию власти, на самом деле ни власти не имеет, ни партией не является. Её руководящие органы не принимают решений, её лидеры не определяют политики, её депутаты ничего не значат, а её идеология состоит в полном отсутствии любых идей.

Для власти как таковой подобная организация является не опорой, а обузой, не случайно же премьер-министр, планируя пересесть в кресло президента, старается от собственной партии дистанцироваться, делая вид, будто к её возникновению и деятельности не имеет никакого отношения.

Население играет в народ, толпа – в общество

У нас, как и в любой уважающей себя европейской стране, есть институты гражданского общества, но их деятельность отражает не социальные интересы и потребности, а заказы спонсоров. Правительство очень не любит, когда спонсоры иностранные, потому что это отрывает наше гражданское общество от родной почвы.  А для тем, кто с этой родной почвой желает сохранить связь, нужно выполнять заказ, сформулированный всё тем же правительством (если, конечно, оно само знает, чего хочет, что, конечно, не очевидно).

Но времена меняются, а вместе с ними и нравы. В демократизаторском порыве, охватившем начальство после декабрьских протестов, Владимир Путин предлагает создать на предприятиях органы рабочего представительства, по образцу Германии. Немецкий порядок всегда был мечтой русского бюрократа, а немецкая система согласования производственных интересов Mitbestimmung несомненно является наиболее передовой формой социального партнерства, известной в современной индустрии.

Но вот беда — для того, чтобы она работала, нужны настоящие профсоюзы. А премьер-министр предлагает  сыграть эту роль очередным марионеткам из официальной Федерации независимых профсоюзов России, структуры которой не являются ни независимыми, ни профсоюзами. Всякий, кто сталкивался с работой организаций ФНПР, знает, что это по сути подразделения заводской администрации, занятые социальными вопросами.

Власть нуждается в общественной поддержке, но вместо того, чтобы вступить в диалог с обществом, она обращается к собственным марионеткам, пытаясь опереться на тех, кого сама же дергает за ниточки. А как же может быть иначе, если вокруг живых-то уже и не осталось?

Чиновников принудительно записали в «Единую Россию», бюджетников в ФНПР, всех куда-то определили, не решив только одного вопроса — как это всё будет работать. Тысячи сотрудников государственного сектора, которых выгоняют на митинги в поддержку власти, ругают мороз и клянут своих начальников, лозунги в честь которых они несут. А тем временем в других концах страны полиция арестовывает  плюшевые игрушки, выставленные на митинги протеста гражданами, не желающими мерзнуть на холоде.

Наблюдая отчаянные попытки премьер-министра и президента реформировать этот театр кукол, начинаешь искренне жалеть их. Им нужен отдых. И желательно где-нибудь подальше от нас, в южных, теплых краях, где всё по-настоящему — и жизнь, и страсть.

 

Борис Кагарлицкий, Директор Института глобализации и социальных движений, кандидат политических наук, социолог.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях