Закрыть

Общество

Как доят железных коней в Ингушетии

 

При въезде в Ингушетию у каждого гостя республики возникает когнитивный диссонанс: вроде бы это один из самых бедных субъектов Российской федерации, больше половины населения которого составляют безработные, а на дорогах немало дорогих иномарок и «Жигулей» последних моделей. Нет, в республике нет добрых олигархов, раздающих джипы и другие не менее престижные авто. Нет здесь и филиалов компаний, их производящих. Большинство из этих машин приобретены абсолютно легально, однако так обстоит далеко не со всеми. Откуда же берутся в Ингушетии автомобили с криминальной историей?

Два вопроса

Покупатель автомобиля в Ингушетии задает два вопроса. Первый: с перебитыми номерами машина или нет? Второй – стоит ли она на прямом учете или растаможена? Для человека непосвященного эти вопросы могут показаться странными. Однако приобретая транспортное средство в Ингушетии, не задав продавцу эти два заветных вопроса, вы рискуете лишиться своего железного коня на первом же ГИБДД за пределами республики. И это еще не самое страшное, поскольку в при менее благоприятном развитии событий вам грозит уголовное преследование.

В Ингушетии вы можете по дешевке купить угнанную «Ладу» или иномарку, у которой местные мастера путем нехитрых манипуляций перебили номера кузова и двигателя. Далее, как утверждает народная молва, с помощью посредников, а порой и напрямую, через знакомого офицера в республиканском ГИБДД, вы покупаете новый технический паспорт автомобиля и ставите его на учет. Выезжать на такой машине за пределы Ингушетии нельзя, поскольку после первой серьезной проверки на полицейском посту вы можете остаться пешеходом. И это в лучшем случае – ведь может случиться, что купленная вами машина была не просто угнана, а стала добычей преступников в результате разбойного нападения и, возможно, убийства бывшего владельца. Однако по республике вы можете ездить смело, за исключением нескольких дней в году, когда в Ингушетию наведываются командированные подразделений ГИБДД из России. В этом случае машину лучше спрятать подальше.

Некоторые из потомков дерзких молодцов, сто лет назад гнавших в Ингушетию табуны ворованных лошадей с Терека и Кубани, не предали забвению славный промысел своих предков. Сейчас разбойными нападениями занимаются лишь единицы, которые довольно быстро оказываются в местах не столь отдаленных.

Иное дело лихие 90-е, когда о некоторых семьях, вирдах и даже населенных пунктах слагались легенды как о знаменитых абреках, которые специализировались на угоне и перебивании номеров «железных коней».

Система

Сегодня угонами автомобилей в крупных российских городах занимаются профессионалы, большинство из которых – не ингуши. Взлом современных противоугонных систем – дело сложное, и требует не удали и дерзости, которыми славятся кавказцы, а квалификации. Воры продают машины посредникам, которые находят покупателей, а самое главное — место, где их можно будет легализовать. К сожалению, Ингушетия совместными усилиями преступников – в погонах и без — стала одним из таких мест.

Второй не менее доходный бизнес, которым кормится ингушская ГИБДД – постановка автомобилей прямой учет. Машины из-за границы, попадая в Ингушетию, исчезают из поля зрения российской таможни. Республиканская ГИБДД ставит их на учет и выдает владельцам легальные документы и номера, не требуя от них документов, подтверждающих уплату таможенной пошлины. Делается это все, естественно, не безвозмездно. Затем такие машины перепродают в другие российские регионы.

Не поделились

Возможно, чаша терпения Москвы в самом деле переполнилась, и виновные в годами творившемся беспределе наконец предстанут перед судом. Сегодня республику наводнили следователи Следственного комитета, которые при поддержке спецназа ФСБ пытаются навести порядок в ингушской автоинспекции. Однако в искренность их намерений ингуши уже слабо верят: они хорошо помнят облавы на ворованные автомобили, которые устраивали федералы после прихода к власти Мурата Зязикова в 2002 году. Однако пожар, случившийся в новом здании ГИБДД, тогда как-то очень вовремя уничтожил все хранившиеся там документы. Дело было спущено на тормозах, коррупционеры сохранили свои кресла, а «левые» машины продолжили колесить по дорогам республики. Теперь наученные горьким опытом жители республики слабо верят в наказание виновных. «Видимо, наши гаишники не поделились наваром с московским начальством», — говорят они.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях