Закрыть

История

Микеланджело шутит: шифры и секреты Сикстинской капеллы

 
Микеланджело шутит: шифры и секреты Сикстинской капеллы itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

Вряд ли Сикстинская капелла была бы так знаменита, будь она просто резиденцией понтификов. Именно участие гения Микеланджело Буонаротти в отделке здания папского дворца создало шедевр архитектуры и искусства. В Ватикане деньги всегда лились рекой: римско-католическая церковь жила на широкую ногу благодаря щедрым пожертвованиям и удачным инвестициям. Получив заказ на роспись Сикстинской капеллы, Микеланджело кругом оставил шифры и секреты. Что именно хотел сообщить потомкам великий творец Ренессанса?

Эту церковь строили в Ватикане в 1477-1480 годах, а с 1492 года именно там выбирают нового папу римского. Первым новое помещение для выборов понтифика «опробовал» одиозный Александр VI Борджиа.

Загадочный Микеланджело оставил шифры на самом видном месте Сикстинской капеллы

Современные ученые, возможно, не настолько талантливы, как Микеланджело, однако у них есть жгучее желание узнать всю подноготную шедевральных росписей. Оказалось, что на самом видном месте Сикстинской капеллы — на потолке — изображен мозг человека.

Всемирно известная фреска «Сотворение Адама» — это две фигуры (предположительно Всевышний и первый человек Адам), протягивающие друг другу руки. Их почти соприкасающиеся пальцы — одно из самых узнаваемых и широко копируемых образов в мире.

Сегодня, когда оцифрованное изображение можно вертеть и так и этак, внимательные ценители увидели, что эта небесная сцена содержит безошибочные очертания человеческого мозга. Если абстрагироваться от мелких деталей, то становится понятным секрет этого огромного полотна из Сикстинской капеллы. На самом деле Микеланджело имел в виду божественный дар — разум, что всевышний вложил в голову Адаму.

В сюжете «Разделение суши и воды» всевышний появляется из красного нечто, напоминающего человеческую почку, не менее интересно «Отделение света от тьмы». Господь там изображен с запрокинутой головой, а на шее у него неестественно выступают вены. Почему так получилось — непонятно, но некоторые ученые связывают это решение с изображением спинного мозга, который угадывается в складках одеяний.

До сих пор столетиями изучаемая капелла вызывает интерес искусствоведов, которые стараются расшифровать множество смыслов во фресках, найти тайные символы и послания художника-философа.

Микеланджело по-сикстински: художник, скульптор, поэт и шутник

Работу Микеланджело над Сикстинской капеллой сложно было назвать удовольствием: для художника это был тяжкий труд, ежедневный и бесконечный. Он называл его Сизифов труд, поскольку роспись папского двора как заказ Микеланджело была неприятной. Причем настолько, что он даже стихи об этом сложил, едкие и страдательные.

Дело осложнялось еще и тем, что папа-заказчик Юлий Второй был злостный неплательщик. Микеланджело  скандалил с ним после того, как главный в мире католик заказал ему скульптуры для своей личной гробницы и отказался платить за мрамор, который уже приобрел скульптор.

Маэстро признавался в письме своему другу Джованни да Пистойя, что чем дальше, тем сильнее и быстрее он устает «на этих папских галерах». Проект был масштабный, у мастера были помощники, но всё же одному действительно было сложно. Кстати, начал он роспись как раз в возрасте Христа (33 года), но полное отсутствие опыта в работе с фреской усложняло и сильно тормозило проект.

«От этой жуткой пытки у меня уже вырос зоб», — писал Буонаротти в стихах о работе в Сикстинской капелле. Расписывая стены и потолок, гений жаловался, что его живот уже начинает жать ему в подбородок, а лицо стало полом для помёта птиц.

Современники высоко оценили титанический труд Микеланджело, прочитали шифры и секреты Сикстинской капеллы и даже сочинили анекдот-диалог Буонаротти и папы Юлия Второго: » — Здрасьте. — Потолок покрасьте!»


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях