Верховая езда — занятие, со всех сторон замечательное, в наши дни конный спорт включен в программу Олимпийских игр, причем, есть интересный момент. Только в этом виде спорта нет разделения на мужчин и женщин — спортсмены-всадники работают одинаково, сидят на лошади одинаково. Мало кто знает, что женщины ездили на лошадях боком раньше: привычка сидеть в седле по-мужски (раскинув ноги) прижилась лишь в начале прошлого века.
Женщина в седле — это всегда красиво, потому что гармонично, однако не всегда дамы пользовались мужским седлом. По крайней мере, на людях. На протяжении веков для женщин создавали специальные сёдла, с рОжками, для женской посадки — обе ноги на левую сторону. Получается так: левая нога упирается в стремя (как при посадке по-мужски), а правая плотно облегает ‘рОжки’, предупреждая заваливание на правый борт и назад.
Верховая езда для женщин была лишним поводом блеснуть нарядом, а он был особый. Если в средние века дамы ездили верхом в своих повседневных платьях (есть немало полотен живописцев на эту тему), то уже в начале XIX века женщины изобрели усовершенствованный костюм всадницы — амазонка.
Дизайн амазонки разрабатывался не только ради красоты, но также для удобства и безопасности всадницы. При падении длинные пышные юбки усугубляли ситуацию, а новый вариант был куда комфортнее. Юбка амазонки — на самом деле лишь видимость, это что-то вроде передника, под который поддеты бриджи того же цвета.
Таким образом, когда всадница в седле, широкий передник закрывает ноги и смотрится, как обычная длинная юбка, а при спешивании подол оборачивают вокруг бедер и закрепляют специальной пуговицей. Сложно? Да. Но красиво и функционально, если верить портретам.
Чем была опасна верховая езда для женщин раньше?
Конные прогулки в старину были неотъемлемой частью жизни, и любая девушка умела ездить в седле любой конструкции. К лошадям детей приучали еще в нежном возрасте, это был единственный вид транспорта в Средние века. Дамское седло не всегда было таким удобным, как современные варианты. Старая конструкция приводила к тому, что всадница сидела лицом к левому плечу лошади и ей приходилось искривлять позвоночник, чтобы держать свои плечи параллельно плечам лошади — такая езда не обещала особую устойчивость в седле, зато могла перегружать позвоночник всадницы и спину лошади.
Навредить здоровью дамское седло не могло — вряд ли часовая конная прогулка повсеместно искривляла спины дамам, это миф. С годами конструкция дамского седла позволила сидеть параллельно плечам лошади — комфортно, устойчиво, без искривления позвоночника. В наши дни при верной посадке позвоночник всадницы перпендикулярен позвоночнику лошади, так что сзади ее посадка ничем не отличается от посадки в мужском седле.
Неожиданные преимущества дамского седла
Дамское седло до сих пор в ходу, более того, езда в таком седле сегодня переживает пик популярности. Езда с ногами налево — практичный и безопасный способ езды, особенно если всаднице далеко за 60. Это благородно и элегантно, недаром на протяжении веков так ездить могли себе позволить только коронованные особы и аристократки. По сей день в Британии и Франции можно видеть бодрых старушек из знатных фамилий, привыкших к олдскульному дамскому седлу — семидесятилетние всадницы вовсю охотятся и прогуливаются исключительно в сёдлах с рОжками.
Удивительно, но еще в 1901 году всемирно известный мастер выездки Джейм Филлис отмечал в своей книге «Основы выездки и езды», что дамское седло будет жить вечно. Тогда, на первой волне эмансипации, девушки решались ездить верхом по-мужски, что вызывало возмущение.
«С некоторого времени входит в моду у дам езда по-мужски. Не говоря о том, что такая езда отнимает грацию, сидеть дама будет всегда слабее мужчины, так как ляжки и ноги женщины круглее и слабее, чем у мужчины. Думаю, что дамы скоро откажутся от этой езды, так как падать будут чаще», — пишет Филлис в главе «Дамская езда».