Закрыть

История

Как выглядел и чем занимался экспериментальный детский сад СССР

 
Как выглядел и чем занимался экспериментальный детский сад СССР itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Depositphotos

СССР прославился своим мощным прорывом в системе просвещения: уровень культуры среднестатистического советского человека был на удивление высоким. Люди из нашей страны всегда славились широким кругозором, любовью к книге и умением анализировать. Система образования начиналась с детского сада, и среди этих дошкольных учебных заведений было несколько потрясающих педагогических прорывов. Как выглядел экспериментальный детский сад СССР, и зачем его создавали?

В самом начале становления новой страны Советов был создан уникальный детский сад. Жена прославленного лейтенанта Шмидта, Вера Фёдоровна, была врач-психиатр и талантливый педагог. Ей повезло родиться в семье одной из первых женщин-врачей России, которые выпустили Бестужевские курсы. Убежденная большевичка помогала мужу во всех его начинаниях и попутно изучала новые тенденции в молодой науке психиатрии.

Грандиозный педагогический эксперимент в СССР

Вера Федоровна Шмидт была уверена, что в новой стране победившего социализма и детей нужно воспитывать по-новому, по науке. Самым прогрессивным подходом тогда считался фрейдовский: учение доктора Зигмунда помогло бы создать человека будущего, не знающего условностей, предрассудков и детских травм.

Вере Шмидт доверили начать грандиозный педагогический эксперимент в 1921 году. Тогда светоч советской психиатрии профессор Ермаков совместно с единомышленниками открыл Детский дом-лабораторию под Москвой. По организации это фактически был сад-пятидневка, в котором дошкольники проводили будни, уезжая на выходные к родителям. В садик ходили отпрыски сотрудников Коминтерна, государственных служащих, а также сыновья Сталина, Фрунзе и Шмидтов.

Детский сад экспериментального типа располагался в живописном особняке, где детям была дана полная свобода. Детский сад отличался не только революционным подходом к половым вопросам — все его принципы воспитания были кардинально новыми.

В чем заключалось воспитание советских детей по Фрейду

Краеугольный камень воспитания — отказ от концепции стыда. Ребенок делал все, как умел, а стыдить его не имели морального права. Так что изучение собственного тела, связанное с массой неловких ситуаций, проходило в атмосфере полного понимания и доверия со стороны педагогов и нянечек. То же касалось сбрасывания одежды, рассматривания и трогания гениталий — вещи и процессы назывались своими именами. Детям без сюсюканья поясняли функции тела и мозга, откуда берутся дети, формируя логическое мышление и принятие себя как такового.
Еще одним странным правилом в садике-лаборатории был отказ от физического контакта взрослого с ребёнком. В те годы свирепствовали эпидемии, так что отказ выглядел вполне логичным, но все-таки странным с точки зрения той эпохи. Тогда было принято много и часто целовать детей, даже в губы и даже чужими людьми. Этот ритуал был осознанно искоренен именно в двадцатые годы прошлого столетия: так помогли остановить тиф и корь, бытовой сифилис и дизентерию, коклюш и свинку.

Также в новом детском саду еще запрещалось обнимать ребёнка, даже если он плачет. Почти любой физический контакт объявлялся актом неосознанного эротизма со стороны взрослого, которого, естественно, надо было избегать. Воспитатели не выдерживали такой жесткий дух, приходилось заменять их другими, более сознательными. Кроме того, на них ложилась ответственность все и всегда документировать — для многих бумажная работа была утомительна.

Европа восхитилась методом воспитания доктора Шмидт, однако сад был закрыт

Садик существовал уже четыре года, но тут разгорелся скандал: нетрудно догадаться, что Вере Шмидт поставили в упрек вопрос полового воспитания. Немало комиссий наведалось в детсад прояснить коллектив на предмет развращения малышей. Заведующей педагогической частью проекта Вере Фёдоровне Шмидт приходилось постоянно читать лекции и опровергать лживые домыслы вокруг эксперимента.

Тем временем в Европе все рукоплескали доктору Шмидт: после ее доклада в Берлине в 1923 году советская женщина произвела настоящий фурор. Коминтерн и Союз германских горнорабочих «Унион» взял шефство над чудо-садиком, где растут люди будущего. Сам сад-лаборатория получил название в духе времени — «Международная солидарность». Но на месте бесконечные комиссии все же пытались понять — хорош или плох этот новый эксперимент?

Несмотря на то, что в саду воспитывались дети вождей, в 1925 году заведение все же переориентировали — уж очень свободный дух царил в садике. Решено было вернуться к более традиционным методам садиковского воспитания. Прежний руководящий состав уволили, половину сотрудников — тоже. Новой руководительницей садика стала юная Надежда Аллилуева, супруга Сталина.

В пору ее руководства детский сад приобрел черты, известные каждому советскому ребенку на протяжении многих десятилетий. Детям прививали элементарные знания и умения в зависимости от возраста, учили соблюдать простейшие правила жизни в обществе. Не поощрялись капризы, обильно читались книги, были занятия музыкой и физической культурой. Детям с ранних лет прививали важнейшее качество — самодисциплину, которое на протяжении всей жизни помогало развивать личность.


Реклама
Материалы партнеров

Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях