Закрыть

История

Кто на самом деле был прообразом графа Вронского в «Анне Карениной»?

 
Кто на самом деле был прообразом графа Вронского в «Анне Карениной»? itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

Литературоведы давно выяснили, что за каждым из главных персонажей романа Льва Толстого «Анна Каренина» стоит реальный прообраз. Изучив санкт-петербургские светские хроники XIX века, историографы вычислили, кто же из современников Льва Николаевича был взят за основу образа графа Вронского. Это был потомок прославленной династии военных, из века в век служивших во славу Российской империи.

Судьба прообраза графа Вронского потрясающе сложна и интересна — его жизнь не ограничивалась салонами Санкт-Петербурга, балами и дуэлями из-за эпиграмм. Николай Раевский — прообраз толстовского персонажа, жил в 1839-1886 годах, и жил очень активно. Очевидно, энергичность и вера в Отечество достались Николаю Николаевичу от деда — генерала освободительной войны 1812 года.

Важно отметить, что и отец Раевского Николай — тоже служил России. Именно он основал славный город-порт Новороссийск. Так что в судьбе Раевского, которого описал Толстой, изначально объединились Россия, Украина и Сербия. Будучи литератором и высокообразованным человеком, Лев Толстой сразу понял, что в одной судьбе, словно в драгоценном камне, есть отблеск событий исторических.

Лев Толстой обращался к роду Раевских в поисках «правды жизни» не один раз

Семья Раевских всегда была знаменита своими мужчинами, поэтому была обречена продолжение в литературной жизнь. Почти все Николаи Николаевичи уже при жизни попали в книжные анналы. Первым – Н.Н. Раевский. О его подвигах в военной кампании 1812 г. поспешили написать В.А. Жуковский («Певец во стане русских воинов»), С.Н. Глинка («Стихи генералу Раевскому»), и, конечно же, Пушкин – друг его детей. Батарею Раевского в «Войне и мире» опять же описал Лев Толстой.

Приятель Пушкина по лицею Н.Н. Раевский – генерал, которому посвящена поэма «Кавказский пленник». От него Пушкин услышал крымское предание о «фонтане слёз», которое позже стало сюжетом поэмы «Бахчисарайский фонтан». После встречи с Николаем в 1929 году на Кавказе, в действующей армии, Пушкин отражает её в «Путешествии в Арзрум».

Младший сын этого Н.Н.Раевского – Николай Николаевич, полковник, погиб в 38-летнем возрасте в бою с турками в сербском Поморавье, выполняя братскую миссию русского добровольца: освобождение славян от османского ига. И момент его гибели стал его же литературным бессмертием – в персонаже «Анны Карениной», Алексее Кирилловиче Вронском.

Граф Вронский повторяет путь Николая Раевского, спасая сербов от турецкого ига

Толстой засел за последнюю часть «Анны Карениной» весной 1877 года, когда народно-освободительная война на Балканах была на пике. Турки, долгие века угнетавшие славян в Сербии, вот-вот должны были пасть, но дрались храбро. И война эта имела громкий общественный резонанс в России.

Добровольческое движение становится одной из центральных тем VII (заключительной) части «Анны Карениной». Глубоко переживая гибель Николая Раевского в Сербии, где он нес свет свободы нашим братьям-славянам, Лев Толстой выделяет «славянский вопрос» в своей книге.

Решив принять участие в добровольческом движении против исламистов-турок, граф Вронский едет на войну, а Сергей Иванович Кознышев предлагает дать ему рекомендательные письма сербскому князю, будущему королю Милану Обреновичу и сербскому политическому деятелю Иовану Ристичу. Вот так гибель безупречного русского офицера и гражданина в далекой Сербии сделала персонаж Вронского фактурным, человечным и запоминающимся.

Сербия тоже с благодарностью вспоминает русского героя Раевского. В селе Горни Адровац, недалеко от места гибели полковника Раевского, стоит церковь, построенная в русском духе. Примечательно, что спустя более века после её торжественного освящения, в Сербии её называют «церковью Вронского». Литературная слава «Анны Карениной» не имеет границ.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях