Ученые сомневаются в теории о наличии соленой жидкой воды на Марсе‍

Коллектив ученых из французского университета подверг сомнению теорию о наличии на Марсе соленой жидкой воды. По их мнению, то, что ранее было принято за следы солей на склонах в теплое время года, — всего лишь оптическая иллюзия, игра света и тени, превращающая волны песка в струи воды, пишет издание The International Business Times.

Ученые из Франции подвергли сомнениям наличие моленой воды на Марсе. То, что было принято NASA на снимках планеты за жидкую воду, может оказаться лишь зрительной иллюзией и обманом из света и теней.

Исследователи попытались доказать, что линии на склонах планеты — игра солнца и затемнения. При попадании ультрафиолета на поверхность Марса возрастает температура только верхнего слоя, в то время как нижний остается холодным. Меняется давление газа и он поднимается вверх. В связи с этим и образуются потоки ссыпающейся почвы и песка.

В новой работе, опубликованной в журнале Nature Geoscience, коллектив исследователей под руководством ученого Фредерика Шмидта из Университета Париж-Юг XI, попытался опровергнуть предположения NASA и Технологического Института Джорджии о существовании соленой воды в жидком состоянии на современном Марсе.

В сентябре 2015 года ученые НАСА заявили, что в известных ранее т.н. «повторяющихся линиях на склонах» (recurring slope lineae, RSL — темные потоки, распространенные вдоль марсианских склонов) имеются спектральные линии, свойственные именно солям воды, что позволило предположить о существовании соленой воды в жидком состоянии.

Ранее было известно лишь, что эти темные полосы на склонах появляются в теплое время года (на Марсе это начиная от минус 23 по Цельсию) и исчезают при смене сезонов. Специалисты NASA предположили также, что темные потоки образовались в результате активного просачивания воды.

Французы же обратили внимание, что так называемая жидкость на поверхности марсианских гор была обнаружена в летнее время. Они убеждены, что на самом деле это была всего лишь оптическая иллюзия. Как оказалось, такое явление может возникнуть на Марсе при взаимодействии света, тени и ветра, который переносит песок.

В новом исследовании ученых высказывается мнение, что «повторяющиеся линии на склонах» — это не что иное, как оптическая иллюзия, связанная с солнечным светом и затенением. Ученые провели аналогию с песчаными лавинами, которые видны на дюне в ветреный день.

По словам Шмидта, когда солнечный свет на Марсе падает на поверхность, растет температура верхнего слоя, а нижележащие остаются прохладными. Это вызывает изменение давления на крошечных «карманах» газа, окружающих частицы песка, таким образом, перемещая газ вверх. Это приводит, как предполагается, к соскальзыванию песка и почвы на склонах.

Экспериментальные данные говорят о том, что при низком атмосферном давлении на поверхности Марса газ может подниматься через пористую марсианскую почву из-за тепловых колебаний под поверхностными областями, нагретыми Солнцем, и менять положение мелких частиц.

Тем не менее специалисты признают, что им предстоит еще провести много исследований, чтобы подтвердить состоятельность их теории. И, несмотря на желание опровергнуть теорию с наличием жидкости, ученым известно о наличии воды в замерзшем состоянии на поверхности южной и северной полярной шапки планеты.

Также в прошлом году исследователи сообщили про подземное заледеневшее озеро на северном полушарии Марса. Ученые считают, что воде в таком состоянии удалось сохраниться благодаря слою окружающей его почвы.

Озеро залегает на глубине менее одного метра ниже самой высокой точки поверхности Марса. Толщина замерзшего водоема варьируется от 80 до 170 м. По предварительным подсчетам, масса льда в нем эквивалентна массе воды озера Верхнее, самого крупного и глубокого в системе Великих озер в США.

Этот ледник, по мнению авторов работы, смог сохраниться на современном Марсе и не испариться благодаря окружающему его слою грунта. По словам исследователей, такую жидкость космонавты смогут использовать для питья во время экспедиции Красной планете.