Закрыть

Праздники и приметы

Мученика Никифора из Антиохии Сирийской 22 февраля 2024 года

 
Мученика Никифора из Антиохии Сирийской 22 февраля 2024 года itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

22 февраля православные верующие отмечают день восхищения двух важных святых – Панкратия Печерского и Никифора Антиохийского. Несмотря на то, что информации о их мирской жизни крайне мало, этот день остается особенным и почитаемым в церковном календаре.

Праздники Русской Православной Церкви, которые отмечаются 22 февраля

  • Мученика Никифора из Антиохии Сирийской (ок. 257).
  • Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (обретение мощей, 1805).
  • Священномучеников Маркелла, епископа Сикелийского; Филагрия, епископа Кипрского, и Панкратия, епископа Тавроменийского (I); Петра Дамаскина (743).
  • Преподобных Панкратия Печерского в Дальних пещерах (XIII); Геннадия (ок. 1516) и Никифора (1557) Важеозерских.
  • Священномучеников Владимира (Измайлова) протоиерея, Белорусского, и Василия пресвитера (1930); священномученика Иоанна пресвитера (1938).

День мученика Никифора из Антиохии Сирийской

Святой Никифор проживал в городе Антиохии Сирийской, где также обитал пресвитер Саприкий, с которым их дружбу считали близкой, почти как братскую. Однако воздействие злого влияния привело к раздору, заменив прежнюю дружбу враждой и ненавистью. Несмотря на многократные попытки Никифора извиниться и примириться, Саприкий оставался непреклонным в своем отказе прощения.

В то время в империи царствовали Валериан (253-259) и Галлиен (260-268), и христианам было трудно избежать гонений. Саприкий первым предстал перед судом, подвергая себя мучениям за свою веру, в итоге был осужден на смерть секирой. Никифор, с раскаянием в сердце, умолял о прощении, считая своего друга святым мучеником, готовым встретиться с Господом и получить венец от Него.

Однако Саприкий остался непреклонным, даже на пороге смерти не желая прощения от своего христианского брата. Это отвержение привело к тому, что Господь лишил Саприкия благодати, сопровождавшей его во время мучений. В последний момент он поколебался и согласился принести жертву идолам.

Святой Никифор с печалью в сердце молился за Саприкия, но тот отвергал помощь, предпочитая отречение от веры. Тогда, на пороге Царства Небесного, Никифор предложил себя вместо Саприкия, заявив, что он христианин, верующий в Господа Иисуса Христа, от Которого Саприкий отвергся. Палачи доложили об этом правителю, который приказал отпустить Саприкия и, вместо него, казнить мечом Никифора. Так святой Никифор взял на себя мученический венец, предложив свою жизнь в жертву за своего бывшего друга.

Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского

Святитель Иннокентий, прославившийся как епископ Иркутский, природой своей принадлежал к древнему роду Кульчицких, переселившемуся в Черниговскую губернию из Волыни в середине XVII века. Воззревший на свет около 1680 года, он постигал тайны духовной науки в стенах Киевской духовной академии. В 1710 году святитель избрал путь монашества, став преподавателем в Славяно-греко-латинской академии, где занимал почетное место префекта и профессора богословия.

В 1719 году святитель Иннокентий был призван в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру, где был поставлен обер-иеромонахом флота. В 1720 году, вопреки воле наместника Александро-Невской Лавры, он проявил покорность и послушание.

14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был восславлен в сан епископа Переяславского и отправлен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Однако китайское правительство отказалось предоставить ему визу как «духовной личности, великому господину», согласно оценке сенатской комиссии по иностранным делам.

Три года святитель вынужден был провести в Селенгинске, на границе с Китаем, перенося множество трудностей из-за неопределенности своего статуса и тяжких испытаний, связанных с неустойчивым положением дел в Сибири. Дипломатические ошибки русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что архимандрит Антоний был отправлен в Китай, а святитель Иннокентий в 1727 году был назначен епископом Иркутским и Нерчинским, начав управление новой епархией.

Близость к границе с Китаем, просторность и низкая плотность населения в епархии, а также многообразие этнических групп (бурят, монголов и других), еще неосвещенных Христовой верой, вместе с труднодоступностью и экономической нестабильностью делали пастырскую службу святителя Иннокентия трудной, наполненной лишениями и тяжелыми испытаниями. Из-за странного просчета Сената, ему не были выделены средства до самой смерти, и он терпел крайний недостаток в материальных ресурсах.

В этих непростых условиях, на фоне ограниченных средств Иркутского Вознесенского монастыря, святитель Иннокентий поддерживал две школы — монгольскую и русскую. Его неустанная забота направлялась на обеспечение их средствами, подбор достойных учителей, а также предоставление ученикам необходимой литературы, одежды и продовольствия. Несмотря на трудности, святитель Иннокентий неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, что находит отражение в многочисленных проповедях, посланиях и предписаниях.

Весной 1728 года в Прибайкалье началась засуха, угрожавшая голодом. Под благословением святителя, в церквах Иркутска и Иркутской десятины начались молебны о прекращении засухи, а также службы в субботу и воскресенье. «Моления, — говорил святитель, — должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске произошла сильная буря с дождем, полностью прекратившая засуху.

Труды святителя Иннокентия также затрагивали строительство каменного храма в Вознесенской обители, расширение границ епархии, включая Селенгинский, Якутский и Илимский округи. Склонный к бедам здоровья, святитель Иннокентий рано скончался от воздействия сурового климата и трудностей. Его величественная жизнь завершилась утром 27 ноября 1731 года.

В 1764 году, при ремонтных работах в Тихвинской церкви монастыря, тело святителя обнаружили нетленным. Многочисленные чудеса, произошедшие при молитвенном обращении к святителю не только в Иркутске, но и в отдаленных уголках Сибири, привели к открытию мощей и их прославлению Святейшим Синодом в 1800 году. С 1804 года ежегодно отмечается празднование памяти святителя 26 ноября по всей России, второй день памяти приходится на 26 ноября.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях