Закрыть

Общество

«Фауст» добрался до России

 

«Фауст» — заключительная часть тетралогии Сокурова о людях, облеченных властью. Сначала были – Гитлер в «Молохе», Ленин в «Тельце» и японский император Хирохито в «Солнце».  Сюжетной основой сценария является первая часть поэтической драмы Иоганна Вольфганга Гёте, где повествование, в основном, строится на любовной линии Фауст — Маргарита.

«Сокуров насыщает кадр невероятными декорациями, он идеально подбирает актеров. Его подход к образу Мефистофеля поражает; сыгранный Антоном Адасинским демон слаб и обезображен, но одержим страстным желанием тягаться в мудрости с искушенным доктором Фаустом, который здесь фактически является его двойником» – пишет канадский журнал TORO.

«В этой драме сознания все персонажи – не что иное, как проекции Фауста, режиссера одноактной трагедии. Бог отошел от дел, со скорбным бесчувствием наградив человека дерзостью и одиночеством. Меланхолик, который никак не может выбрать между благом и свободой, превращается в беспринципного энтузиаста — мускул своеволия. Фауст Сокурова переживает кризис всего фаустовского по Гёте», — поясняет киновед Михаил Ямпольский.

Премьера без автора

В прошедшую субботу состоялась долгожданная премьера фильма и в Москве. Зрительный зал был полон, в числе пришедших на премьеру – режиссер Павел Лунгин, телеведущий Николай Сванидзе, общественный деятель Наталья Солженицына, актриса Чулпан Хаматова. Однако не было главного героя  события – самого режиссера ленты.

Куда же он делся? Александр Николаевич сильно перенервничал, ведь накануне прошла питерская премьера, которая не обошлась без «сюрпризов» –  отказал сервер, и показ пришлось задержать более чем на час. Неловкость ситуации спас предприимчивый продюсер фильма Андрей Сигле, позвавший  на сцену Антона Адасинского, исполнившего в «Фаусте» роль «Лукавого». Актер решил отвлечь публику рассказами о  нелегких, но прекрасных съемочных буднях.

«К сожалению, петербургская фирма «Невафильм» не справилась с поставленной задачей. Сотрудники и руководство отнеслись к показу безответственно, проявив не профессиональность и безразличие к общезначимому событию» — оправдывался Сокуров. Зрители же, в свою очередь, мнение режиссера не поддержали, и в технических неполадках обвинили не организаторов, а «мистику».

«Мы не делали экранизацию Гёте»

Многие отмечают, что современная версия «Фауста» сильно отличается от классического прочтения. Начиная от образа Мефистофиля, которого в фильме зовут Ростовщиком и заканчивая  необычным захватывающим финалом.

«Мы не делали экранизацию Гёте, – утверждает режиссер картины. – Когда сценарий перевели на немецкий, и мы стали погружаться в реалии другой культуры, многое пришлось менять — в том числе и возвращаться к текстам Гёте. В подлинниках Гёте есть жесткие вещи, которые мне с моим славянским воспитанием вслух говорить не приходилось».

«Малоперспективный» фильм?

Экранизация знаменитой пьесы была снята в Германии на немецком языке, съемки фильма  начались в августе 2009 года.  Общий бюджет фильма составил 9,3 миллиона евро, хотя первоначально речь шла о 12 млн. В конце апреля Сокуров заявил, что не может закончить работу над  «Фаустом», так как производственный бюджет картины исчерпан. По его словам, финансирование не хотят предоставить ни Министерство культуры, ни Фонд Кино, посчитав фильм малоперспективным. Пришлось прекратить работу над звуком и компьютерной графикой.

А в середине июля продюсер и композитор фильма Андрей Сигле объявил, что они с Сокуровым, стремясь сдержать обещания данные Венецианскому фестивалю, все же взялись доделывать картину самостоятельно «на свой страх и риск».  И не зря: в прошлом году на 68-ом Венецианском фестивале, благодаря «Фаусту» Сокуров пополнил свою коллекцию трофеев еще одной наградой – Золотым Львом.

«Некоторые фильмы заставляют плакать, некоторые – смеяться, но есть картины, которые после просмотра меняют Вас навсегда; «Фауст» — одна из них» — отметил председатель жюри американский кинорежиссер  Даррен Аронофски.
В рейтинге российских фильмов в зарубежном прокате за 2011 год «Фауст» занял второе место, заработав около 600 тыс.  долларов. В российский прокат картина выйдет 9 февраля.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях