На этот раз все прошло спокойно, никому не пришлось бросаться к президенту с плакатами или рвать на себе рубашку – на встречу с Дмитрием Медведевым пускали всех.
Правда, как сообщают студенты, перед встречей пришлось довольно долго померзнуть на морозе — всех входящих тщательно проверяли сотрудники ФСО, просили открыть сумки и сканировали металлоискателем. С фотоаппаратами, напитками и едой на встречу не пускали. У одной студентки ФСОшники даже пытались забрать… маленького ребенка — с детьми к президенту тоже не положено.
«Не бросайте в президента»
Перед самой встречей для студентов провели небольшой инструктаж: «Конечно, не все голосовали за «Единую Россию». Но, пожалуйста, не нужно бросать в президента тупые и острые предметы. И будьте здесь, а не в «Твиттере»! Почувствуйте уникальность момента!»
В аудитории, где собралось около 250 студентов и 30 журналистов, президента встретили аплодисментами. Он поздравил студентов с Татьяниным днем, сказал, что они выбрали прекрасную профессию и предложил поговорить о СМИ, законе о средствах информации и новых интернет-медиа.
Но совсем не это интересовало будущих журналистов. Так, молодую маму, которая отбила-таки у ФСОшников своего ребенка и которой президент первой дал слово, волновала проблема пособий, детских садов и трудоустройства молодых мам. Президент в ответ заявил, что надо создать стимул для работодателей брать на работу беременных и молодых мам и что он «очень рад», что рождаемость стала выше.
Другой студент попросил у Медведева посодействовать в трудоустройстве и взять на работу в администрацию президента.
У президента также поинтересовались, почему он не выдвинулся на второй срок и собирается ли покидать политику. Медведев пообещал из политики не уходить, а также не исключил того, что выдвинет свою кандидатуру в президенты через срок.
«Объясняться на митинге я не буду»
Наконец последовал вопрос о протестных событиях в России.
«Чтобы вы будете делать, если случится революция в стране и вас приговорят к смертной казни?» — спросили Медведева.
«Я ко всему готов, но Россия выработала свой лимит на революции в 20-м веке. Я бы не хотел, чтобы события развивались по революционному сценарию. У нас есть люди, которым не нравится политическое устройство и лидеры. Может, они скоро сами придут к власти и будут управлять, если смогут. У меня тоже год назад где-то возникло ощущение, что надо добавить воздух в нашу политическую систему. Законодательство о партиях уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Это касается и выборов президента, и голосования в Госдуму», — ответил Медведев.
«За свои идеалы я готов умирать. Идеалы — это не только Конституция, ценности, но это и семья», — добавил президент.
Были и более конкретные вопросы. Девушка спросила про ст. 282 УК РФ (Возбуждение национальной, расовой или религиозной ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) – статью, которую дружно просят отменить на всех митингах. Медведев посетовал, что он не специалист по уголовному праву, но согласился, что критику надо отличать он призыва к насильственным действиям.
Студент по имени Алексей предложил Медведеву пойти на митинг 4 февраля и объясниться перед гражданами за провальное президентство. «Специально идти и объясняться с людьми на митинге я не буду. Но готов встречаться с представителями этих людей, — заявил Медведев. — Выступать на митингах — это не дело президента».
«У нас далеко не стерильная ситуация»
Главу государства также спросили о деле активистки «Другой России» Таисии Осиповой, осужденной на 10 лет колонии за хранение наркотиков. Студентка попросила помиловать Осипову или смягчить ей приговор. Медведев ответил, что ему знакома эта фамилия и что, по его мнению, десять лет это слишком много.
Спрашивали и о ЕГЭ, и о продлении срока президентских полномочий (почему конституцию изменили просто так, а не на референдуме), об общественном телевидении и даже о том, почему Путин не участвует в дебатах.
Напоследок выступил студент, участвовавший в наблюдении за выборами. Он рассказал о несовпадении его протокола и данных на сайте ЦИК. Медведев просит передать ему материал и сказал, что следит за тем, как происходит расследование разных обстоятельств, связанных с выборами.
«Команд в суды не удовлетворять иски о фальсификациях никто не давал. У нас далеко не стерильная ситуация. Это были самые чистые выборы за всю нашу историю», — отметил президент.
На этом Медведев завершил встречу. «Не обижайтесь, — сказал он тем, кто не успел задать вопросы. — Меня ждут в Кремле». Он так же отметил, что вопросы были «откровенными».
Напоследок президент раздал несколько автографов и покинул здание. Кто-то крикнул ему: «Приходите еще».
Как было в прошлый раз
Первый приезд Медведева в факультет журналистики 20 октября 2011 года обернулся скандалом.
Во время визита полиция задержала троих студенток, вышедших с плакатами на проезжую часть. Кроме того, уже в самом здании также при попытке развернуть плакаты были задержаны еще несколько студентов, которых увели и заперли в аудитории сотрудники ФСО.
Также утверждалось, что на беседу с президентом пускали только по спискам, в которых преобладали представители прокремлевских организаций, а вопросы, которые они могли задавать, заранее согласовывались.
В интернете был открыт сбор подписей под обращением к ректору МГУ Виктору Садовничему и декану Елене Вартановой. В нем студенты и выпускники заявили, что факультет «был использован как площадка для предвыборной встречи лидера одной из партий с «подсадными утками»», предлагали «потребовать извинений от Дмитрия Медведева и гарантировать, что подобная ситуация не повторится в будущем». Кроме того, группа студентов провела в здании на Моховой «субботник», объяснив это желанием «отмыть пятно на репутации факультета».
В то же время другие студенты журфака также опубликовали свое обращение, где просили «не раздувать скандал».
В этот раз недовольных вроде бы не должно быть.