Закрыть

Общество

Московская Африка

 

В постановке театра «Будильник» задействовано множество элементов африканской культуры – от декораций и кукол до масок и амулетов. В живом исполнении звучат мелодии Нигерии, Эфиопии, Чада, Танзании, Сенегала. Настоящие африканцы танцуют настоящие африканские танцы.

Голос древнего Чада

Примерно до 2005 года в Российском университете дружбы народов выступал студенческий Африканский театр Мартиала Лонглы (Камерун), но это была, по сути, просто талантливая самодеятельность. Здесь же мы наблюдали профессиональную работу актеров и постановщика.

Даже зрителям-детям под конец пьесы предложили активно включиться в действо. Детвора пела, танцевала вместе с артистами, все вместе фотографировались. Ведь в обычном театре все по-другому: актёры отдельно, зрители отдельно…

Между тем, на сцене мы увидели давних знакомых – музыкальную группу «Африканда», уже более десятилетия радующую российских любителей Черного континента, и теперь выступившую в новом амплуа. Актеры играли по нескольку ролей, преображаясь каждый раз благодаря роскошно исполненным сценическим костюмам и совершенно натуральным африканским маскам.

Роль центрального персонажа под скромным именем ОтецБоговВсёНаСветеМогущий исполнял камерунец Кристиан Танко (Девалькёр). Фронтмен-гитарист и руководитель «Африканды» Павел Коротков, он же Паша Африканда – единственный россиянин в группе – играл все отрицательные роли. Покойного друга главного героя, короля Мусорного дворца и еще несколько персонажей – сенегальский барабанщик, лучший в России преподаватель игры на тамтаме Джага Самба.

Солистка «Африканды» Мариам Палькубу из Чада – единственная, опять же, в нашей стране певица, владеющая древними вокальными секретами Центральной Африки – исполняла роль жены главного героя, а заодно и всех остальных женских персонажей.

Смешная Смерть

Но больше всего она потрясла нас в потешной треугольной маске Смерти.

Такой смешной и нестрашной (и, что немаловажно, легко побеждаемой) театральной Смерти ни я, ни тем более сын не видели никогда в жизни. Публика хохотала, наблюдая за уловками ОтцаБогов, избавлявшего персонажей от смертельной опасности. Уже за одно это спектакль можно расценивать, на мой взгляд, как ценный психолого-педагогический ресурс. Не говоря уже о перспективах применения его в антиалкогольной пропаганде: как смерть Пальмового Пьянаря, так и почти все остальные беды в сюжете проистекают от злоупотребления дарами зеленого змия.

В традиционной европейской культуре смерть – это злой рок, враг-гипнотизер, парализующий неотвратимостью своей победы. Для африканца же (по меньшей мере, для персонажей и читателей Тутуолы) смерть –  довольно опасный, но при этом глуповатый противник. Борьба с ним имеет оттенок не то азартной игры, не то спортивного единоборства. И шансы на победу человека в такой борьбе — весьма высокие.

Бледнолицый африканец

«Одним из истоков проекта стал выпущенный «Африкандой» в 2005 году музыкальный диск «Кабзонда», – рассказал нам художественный руководитель и композитор спектакля Павел Коротков. – Героем этих песен был африканский иммигрант в московском мегаполисе, такой «черный Чарли Чаплин» – маленький человек в Большом Городе. Постепенно сложился замысел сделать африканский спектакль с со своими песнями. А в прошлом году мы познакомились с режисером-сказочником Юрием Олесиным, одержимым идеей поставить пьесу по Амосу Тутуоле. На моей странице во Vkontakte.ru он увидел цитату из «Пальмового Пьянаря»… При первой встрече в клубе Мастерская Юрий спросил, не знаю ли я выступавшего на радио африканца Кабзонду. И был абсолютно поражен и обескуражен, что Кабзонда оказался бледнолицым… Зато песни были настоящие, африканские».

Танцуют все

«На главную роль сперва планировался близкий нам всем человек, самый известный в России сенегалец, менеджер множества музыкальных проектов Боли Кан, – уточнил Павел. – Однако у него не хватало свободного времени на репетиции. Вскоре нашлась замена. Выяснилось, что Кристиан Танко, человек разносторонне, в том числе литературно одаренный, мгновенно схватывает текст, а во время спектакля порой даже подсказывает другим актерам их слова.

Пьеса «Африканиана» - – единственный в Европе театральный проект, где основные роли играют африканцы

«Интерактив со зрителями в финале, который вам так понравился, возник у нас спонтанно, – рассказал нам Кристиан Танко. – Как-то в конце спектакля я, неожиданно для самого себя, вдруг предложил публике: «Танцуют все!». С тех пор и пошло».

В Африке танцуют все!

О реквизите и декорациях спектакля я расспросил директора и художника проекта Евгению Виноградову. «Для меня очень важна символика африканского искусства и быта, – рассказала Евгения. – Например, орнаменты народа ашанти – элементы оформления одежды, которые я специально изучала, – очень многое говорит о человеке-носителе. Всем сразу ясно, что за человек перед вами, из какого племени, из какой семьи – из королевской, аристократической, из простолюдинов.  В Европе таких традиций нет, да и в Африке они исчезают, вытесняются эстетикой ширпотреба».

Для спектакля Евгения придумала, в том числе, масайскую хижину. Друзья-архитекторы бесплатно – по цене материалов – ее изготовили. Хижина вдвое меньше, чем в жизни, но служит для жилья персонажей отлично.

«Я считаю, что нам, россиянам, со всеми известными закоренелыми и болезненными проблемами нашей ментальности, для избавления от всего этого нужна именно Африка. Мы можем и должны учиться у африканцев их легкости, естественности, органичности, дружелюбию…»


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях