124,2 млрд рублей премиальных смогли собрать в РФ страховщики на рынке обязательного автострахования (ОСАГО) за январь-сентябрь.
Тенденцию обеспечивают два фактора: снижение числа реализованных авто и рост числа фальшивых полисов, уверен президент РСА Игорь Юргенс. Он считает, что из 42 млн. автостраховок, которые были проданы в нынешнем году, один миллион составляют липовые полисы. В числе отказавшихся от ОСАГО множество закрывшихся юридических лиц: их машины простаивают, ожидая продажи, полагает он. О том, что в середине сентября продажи авто сократились на 28,6%, однако автомобильный парк не уменьшился, говорит и исполнительный руководитель «Автостата» Сергей Удалов. По результатам 2015 г. он ждет роста автопарка легковых авто приблизительно на 2%. При этом настоящие доходы граждан России уменьшились за девять месяцев на 3,3%, заработная плата — на 9% (данные Федеральной службы национальной статистики РФ, Росстат), а тарифы на ОСАГО за год увеличивались дважды, в последний раз, весной 2015-го, сразу на 60%.
Отметим, что сильнее всего (почти на 830 тыс. договоров) упали за указанный период продажи у фаворита рынка ОСАГО, «Росгосстраха», на который приходится практически 40% продаж и который отражает рыночную тенденцию проникновения ОСАГО. Так, по данным РСС из 42 млн. реализованных полисов ОСАГО один миллион является поддельным.
По данным Росстата, за девять месяцев 2015 года реальные доходы населения РФ сократились на 3,3%, средняя зарплата – на 9%. Тарифы по ОСАГО за тот же период в России повышались дважды, а территориальные коэффициенты ЦБ скорректировал таким образом, что в некоторых регионах РФ ОСАГО стало дороже, чем в столице. По словам участников страхового рынка, именно в регионах наблюдается падение продаж ОСАГО, а в Москве и Санкт-Петербурге в этом году продажи растут.
В Центробанке ранее поясняли, что, принимая решение о повышении тарифа, регулятор руководствовался несколькими причинами, в частности, ростом с апреля лимита ответственности по жизни и здоровью. ЦБ также считает, что расширение тарифного коридора до 20 возродит ценовую конкуренцию между страховщиками на рынке ОСАГО.
Компании-лидеры по сбору премий по ОСАГО по итогам 9 месяцев 2015 года
№ п/п, 9 мес.2015 г. | № п/п, 9 мес.2014 г. | Наименование компании | Премии, тыс. руб. | Доля, % | Изм., % | Выплаты, тыс. руб. | Доля, % | Ср. премия, руб. | Ср. выплата, руб. |
Итого по РФ | 155885116,3 | 100,0 | 47,8 | 86241175,4 | 100,0 | 5,305 | 46,119 | ||
1 | 1 | Росгосстрах (ООО) | 54639148,1 | 35,1 | 49,5 | 35025302,8 | 40,6 | 4,756 | 48,189 |
2 | 2 | РЕСО-Гарантия | 19821313,6 | 12,7 | 66,9 | 8478295,9 | 9,8 | 6,069 | 42,266 |
3 | 3 | ВСК | 13026164,7 | 8,4 | 122,9 | 4551304,9 | 5,3 | 5,529 | 48,860 |
4 | 4 | Ингосстрах | 9933917,4 | 6,4 | 84,5 | 3152639,8 | 3,7 | 6,934 | 45,004 |
5 | 6 | АльфаСтрахование | 7550500,6 | 4,8 | 95,5 | 2961209,7 | 3,4 | 5,869 | 49,747 |
6 | 9 | СОГАЗ | 5540065,9 | 3,6 | 92,9 | 1839165,3 | 2,1 | 5,637 | 36,359 |
7 | 5 | Согласие | 3808868,9 | 2,4 | -21,8 | 3440183,9 | 4,0 | 5,082 | 43,875 |
8 | 7 | УралСиб | 3797230,0 | 2,4 | 23,5 | 2751708,2 | 3,2 | 5,249 | 45,672 |
9 | 13 | ЮжУрал-АСКО | 3169327,5 | 2,0 | 105,5 | 1726742,4 | 2,0 | 5,038 | 46,158 |
10 | 10 | Ренессанс Страхование | 2883949,0 | 1,9 | 51,9 | 1441174,8 | 1,7 | 7,036 | 45,044 |
Итого по десятке | 124170485,7 | 79,7 | 59,7 | 65367727,6 | 75,8 | 5,324 | 46,399 |
Источник: Финмаркет, 23.10.15