Объявленный провальным аукцион «Газпрома», после уточнения данных оказался вовсе неплох.
Первые сведения о проведенном «Газпромом» аукционе по реализации объемов газа, прокачиваемого по газопроводу «Северный поток» были ожидаемо негативные. Аукцион якобы состоялся с нулевым результатом, поскольку заявленная стартовая цена превышала контрактную и спотовую.
Пояснения причин повышения цены и отказа ее снижать при отсутствии заявок на покупку также были вполне логичными, хотя и обессмысливали устроение аукциона при существующей конъюнктуре.
Уточненный результат аукциона, когда из выставленного объема в 3,2 млрд. кубометров газа четырьмя десятками сделок была выкуплена треть, наводят сразу на несколько важных мыслей.
— Спекулятивная оставляющая в торговле газа либо существенно меньше нефтяной, либо еще не оторвалась в такой мере от реальных поставок, как в случае нефти. Соответственно, стабильность рынка газа выше и это позитивный сигнал
— В отличие от кризиса перепроизводства нефти, с газом ситуация обратная. Точнее, она обратная в Европе и пока неясен результат по Туркмении и Ирану. При предположении попадания объемов газа из этих стран, ситуация резко разворачивается от умеренного дефицита к избытку, с вытекающими для поставщиков последствиями. Тем не менее на рынке присутствуют пессимисты по поводу избытка газа, и они, не дожидаясь ценового скачка, выкупают более дорогие объемы.
— Аукцион, замышлявшийся как тестовый в рамках смены стратегии Газпрома, оказался более удачным, чем ожидалось, и это также хорошая новость для постоянно критикуемой в последнее время компании.
При этом основная задача слово в слово повторяла известный принцип «Цена выше количества», особенно интересный в момент кризиса перепроизводства, и ценовых войн. Фактически это сигнал стабилизации рынка, пусть еще робкий и достаточно неоднозначно трактуемый.