Ислам всегда сплачивал людей на основе веры, однако изнутри верующих подтачивали разногласия. Нынешние сунниты, шииты, салафиты – это следствие событий давно минувших дней.
Хронология
- Раскол в исламе произошел в середине седьмого века во время правления халифа Османа. В последний год, когда он занимал трон, к нему прибыла делегация из Египта. Они были недовольны постоянным обогащением наместников Османа в провинции. В ответ на жалобы халиф пообещал удовлетворить их, однако в тайном письме приказал казнить бунтовщиков. Но те прознали первыми о решении Османа и первыми убили его.
- Место правителя должен был занять двоюродный брат Мухаммада, Али. Его кандидатуру поддержали многие, но не все. Родственник Османа, Муавия, обвинил Али в убийстве прежнего халифа.
- В 657 году между двумя претендентами на трон произошло сражение. Исход битвы был явно невыигрышным для Муавии; и тогда он, согласно преданиям, решился на хитрость – привязал к копьям свитки из Корана. Этим он якобы взывал к всевышнему суду. Растерянный Али приказал остановить бой, за что и поплатился частью своего войска. Отошедшие (затем их прозвали хариджитами от арабского «выходить») были недовольны решением прекратить бой. Они направились в Ирак и избрали там себе другого халифа – Абдаллаха.
- Что же касается противостояниям между Али и Муавией, то рано или поздно они должны были закончиться. И закончились: Али был смертельно ранен одним из хариджитов. Абсолютное большинство поддержали тогда Муавию и стали называться суннитами (от слова «сунна). Оставшиеся приверженцы Али начали именовать себя шиитами (название произошло от сращения слова «партия» и имени брата Мухаммада).
Сунниты, шииты, салафиты: различия
Догматика суннитов считается «классической». В качестве источников веры они признают Коран, а также все хадисы Сунн. Они считают законным правление все четырех халифов, в том числе и Али. В дальнейшем с суннитами связана история Османского халифата и большинства современных стран, где проживают мусульмане. Течение суннитов породило множество школ, среди них присутствует и салафия. Приверженцы этой школы призывали ориентироваться на жизнь ранних праведников и определяли символические трактовки Корана и позднейшие контакты мусульманского мира с Западом как бида.
Шииты считали имама носителем божественной субстанции и поэтому на подобное звание могли претендовать только потомки Али и Фатимы. Так как шииты были всегда в меньшинстве и подвергались оттого гонениям, они принимали принцип благоразумия – скрывать свое вероисповедание, если того потребует ситуация.
Хариджиты, в свою очередь, не признают за имамом никакого сакрального значения; они считают его военным вождем. Подобную должность может занять всякий мусульманин, пусть даже и незнатного происхождения. Ныне хариджиты являются самым малочисленным течением в исламе и концентрируются в основном на территории трех стран – Алжира, Омана и Ливии.