Правительству Бахрейна было совершенно очевидно, что восстать способна шиитская община, но кто еще? В суннитском сегменте, салафитский джамаат никак не мог считаться серьезной угрозой, поскольку собственная идеология надежно удерживает их от противостояния правителям.
Таким образом, среди суннитов непосредственными подозреваемыми стали «Братья-мусульмане» и все, кто не разделяет догму «слепого повиновения».
Поскольку секуляристы и националисты не находят отклика у рядовых арабов, исламисты стали одной из ведущих сил и в политике, и в обществе. Светские партии теряют места в парламентах и утрачивают популярность в обществе. Для арабов и мусульман ислам – это не просто религия, это культурное наследие; их никогда не оставляли мечты о золотом веке ислама. Кроме того, «Арабская весна» показала, что атеисты Египта, Бахрейна и Саудовской Аравии — не более чем выразители интересов своих авторитарных режимов.
С другой стороны, рядовые арабы постепенно приходят к выводу, что ни Саудия, ни Иран не представляют тот политический ислам, о котором они давно мечтали. Отказываясь от дихотомии между «искаженным секуляризмом» и «неправильно истолкованным исламом», они стремятся к чему-то среднему, и для многих простых суннитов этому определению соответствуют «Братья-мусульмане».
Однако коллективная масса, нацеленная на либеральные идеалы, состоит не из одних лишь сторонников «Братства» — скорее это разношерстная группа придерживающихся широких взглядов индивидуальностей. Шииты и сунниты, готовые к сосуществованию, неконсервативные секуляристы и исламисты, простые люди и религиозные ученые вносят свой вклад в интеллектуальную революцию, которая может разразиться, если в странах Залива начнется межрелигиозная война.
Эта коллективная масса настаивает на либеральных идеалах и, призывает их к присущему исламу поощрению свободы мысли и слова, равенству, справедливости и терпимости. Но правительства этих монархий боятся таких «разговоров». Вот почему они преследуют всех, кто их ведет, ответственности, запрещают телепередачи, порочат их в социальных медиа и местных газетах, обвиняя в причастности к «Братьям-мусульманам», и клеймя террористами и предателями.
Исламисты стали заметной силой после «Арабской весны», и это внушает сравнимый с психозом страх монархам Залива. Масштабные преследования «Братства» уже начались в Объединенных Арабских Эмиратах. Но они не ограничиваются только «ихванами» — любого, кто пробует критиковать правительство, хватают и сажают в тюрьму.
Недавно правительство Саудовской Аравии издало указ о признании «Братьев-мусульман» террористами, явно нарушающий статьи 19 и 20 Всеобщей декларации прав человека, право на свободу мирных собраний и ассоциаций, а также право на свободу выражения мнений и убеждений. Этим указом запрещен даже знак «Рабия», как выражение солидарности с «Братством».
«Братья-мусульмане» в Персидском заливе никогда не участвовали в актах насилия, поэтому причислять их к террористам просто смешно, и совершенно несправедливо.
В стремлении наказать крошечное государство Катар за поддержку «Братьев-мусульман» в Египте и других странах, Саудовская Аравия вместе с ОАЭ и Бахрейном отозвали своих послов из Дохи. Саудовская Аравия пригрозила Катару блокадой на суше и на море, если он не разорвет связи с «Братством», не закроет телеканал «Аль-Джазира», и не вышлет известного исламского ученого Юсуфа аль-Карадави, поддерживающего «ихванов».
Но отчуждением и преследованиями исламского движения арабские монархии, особенно в Бахрейне, забивают гвоздь в крышку собственного гроба. Салафиты и их сторонники находятся в меньшинстве, и не пользуются поддержкой масс, которые жаждут свободы и демократии. Если «Братство» разгромят или загонят в подполье, шиитская оппозиция станет единственной альтернативой монархии. Понятно, что шиитская община не стремится защищать своих соперников.
«Братья-мусульмане» в Персидском заливе заявляют, что вовсе не желают свергнуть правительства своих стран — они лишь хотят, чтобы эти правительства прислушались к собственному народу, требуя большей свободы слова и реальных усилий в борьбе с коррупцией. Однако в арабских странах, где люди много лет живут в атмосфере страха и угнетения, далеко не всем понятна ценность этой возможности критиковать правительство. Народы этих стран не вполне сознают, что у них есть какие-то «права», и что они тоже «могут решать», что лучше для них. Поэтому монархическим режимам так легко пугать «Братьями-мусульманами» своих подданных.
Мухаммад Первез Бильграми, геополитический аналитик. Английский вариант статьи опубликован на сайте worldbulletin.net