Возможно, это потому, что мечеть Джара находится на юге страны, «в городе, где никогда ничего не происходит», размышляет художник, называющий изобретенный им жанр «калиграффити».
18 лет минарет возвышался над тихим городом, и все это время его не касалась рука человека. Эль Сид, заручившись согласием имама, обвязался веревкой, запасся баллончиками с краской, и нанес на высокой стене ажурную надпись:
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга».
До этого необычный каллиграф ездил по небольшим городам и деревням, встречался с жителями, и «рассказывал их истории» прямо на стенах домов.
«Рисовать на улицах – это довольно нестандартно. Но такая свобода, когда твою работу может увидеть каждый — это в то же время личная ответственность», – цитирует его «Аль-Арабия».
Побывав в самых разных странах, уличный художник не перестает удивляться реакции на свои произведения. «Люди просто поражены, как отличаются мусульмане от того, что они видят по телевизору, от всей этой пропаганды об арабском мире», — говорит он.
Отрицательную реакцию, с которой тоже порой приходится сталкиваться, мастер калиграффити объясняет «недостатком образования».
В своем стремлении к «открытому диалогу с миром» он, по собственному выражению, старается избегать «ловушек культурного империализма».
«Раньше я переводил надпись на английский или французский, но потом перестал», — вспоминает он.
Привычка переводить на языки «великих держав» — одно из наследий колониализма, считает Эль Сид.
К тому же арабский текст «разговаривает с душой», а при переводе поэзия умирает.
Граффити сыграли огромную роль в недавних восстаниях по всему арабскому миру. От Туниса и Египта до Сирии и стран Персидского залива – повсюду на стенах до сих пор появляются политические заявления, веселые шутки и язвительные остроты.
«Если тебе много лет затыкали рот, а потом вдруг появилась возможность что-то сказать, ты будешь кричать об этом», — объясняет художник возникший феномен.
«А если хочешь, чтобы тебя услышали как можно больше людей, лучше писать на стенах», — отмечает он.