В Дохе мы с Александром Прохановым встретились с Халедом Мишаалем – лидером ХАМАС. Он откровенно рассказал о многих проблемах, с которыми столкнулось Движение исламского сопротивления в этот непростой период своей истории. Я приведу основные тезисы его интервью.
О секторе Газа, придушенном военным режимом Египта
— Сегодня Газа засыпана снегом. Местами его уровень достигает одного метра. Такое случается крайне редко. Жизнь почти замерла – ведь у нас не только нет техники по расчистке снежного покрова, но даже специальных лопат.
Из-за небывалой декабрьской непогоды мы даже отменили празднество дня рождения ХАМАС, которое отмечаем ежегодно. Ситуация усугубляется тем, что в некоторых местах у нас уже начались сильные наводнения. Дело в том, что сионисты сбрасывают воду из своих коллекторов на территорию Сектора.
После военного переворота в Египте блокада Газы ужесточилась до такой степени, какой не было и в худшие времена Мубарака. Военный режим уничтожил практически все наши «дороги жизни» — подземные тоннели, которые связывали Сектор с Египтом.
Но в плане обеспечения основными продовольственными товарами ситуация пока стабильная. Мы ведь в период пребывания правительства ХАМАС у власти особое внимание уделили решению проблемы обеспечения самодостаточности с продовольствием. Овощи, фрукты, курятина – все это в основном производим сами.
Так что голода не будет. Но что касается лекарств, медикаментов, строительных материалов, то здесь все обстоит гораздо хуже.
Об «арабской весне», сделавшей нас мудрее на много лет
— В ближневосточном регионе два года назад начались масштабные изменения. Возможно, такого еще не было в новейшей истории наших народов. И главное заключается в том, что в эти изменения, часто драматические и трагические, с большими жертвами, оказались вовлечены миллионы, десятки миллионов людей, представляющие самые разные слои народных масс.
Понимаете, огромное количество людей обрело опыт прямого участия в острейших политических процессах. И это имеет огромное значение для региона, да и вообще для мусульманского мира.
«Братья-мусульмане» в рамках этих процессов стремились выступать под лозунгами умеренности, постепенности, стараясь не прибегать к насилию. В любом внутреннем конфликте наиболее пострадавшими всегда оказываются простые люди. Поэтому ихваны не считают, что насилие является самым эффективным средством разрешения противоречий.
Это важнейший урок арабской весны.
О Сирии, боли нашей…
— Для нас, для всего палестинского народа Сирия всегда играла в нашей борьбе особую роль. И мы никогда не забывали и не забудем, что сирийский режим оказывал нам неоценимую помощь, и сотни тысяч сирийцев всегда нас поддерживали – и политически, и морально, и финансово. Поэтому мы и хотели, чтобы в рамках арабской весны дружественная нам Сирия выбрала свою особую, ненасильственную модель развития. И мы предлагали свои варианты решения, свою практическую помощь. Но к нам не прислушались.
Однажды, осенью 2011 года, мне предложили, от имени ХАМАС выступить по телевидению и прямо поддержать действия властей. Я отказался. Мы не могли пойти во внутреннем сирийском конфликте ни против режима, ни против тех народных масс, которые выступили против власти.
Вторая основная причина нашей позиции в отношении сирийского конфликта заключается в том, что мы, ХАМАС, принципиально не вмешиваемся и не должны вмешиваться в конфликты внутри арабских стран и между арабскими странами. И это связано, прежде всего, с тем, что палестинские беженцы живут во всех арабских странах. Именно они становятся заложниками, в случае того или иного неправильно выбранного политического курса. В Сирии, например, проживают более пятисот тысяч палестинцев.
В свое время Ясир Арафат и ФАТХ поддержали вторжение войск Саддама Хусейна в Кувейт. Когда же эта авантюра бесславно завершилась, из Кувейта были изгнаны почти миллион палестинцев, которые там жили.
Сирия продолжает оставаться нашей болью, нашей трагедией. Мы постоянно обращаемся с мольбой к Всевышнему, чтобы Он даровал мир и согласие многострадальной сирийской земле, чтобы здесь закончилась кровавая гражданская война».
Об Иране и Хизбалле, которые с нами
— У нас стратегические взаимоотношения с Исламской Республикой Иран и с Хизбаллой. Нас объединяет общая цель – освобождение Палестины. Но даже у близких друзей бывают разногласия по каким-то вопросам.
Да, у нас могут быть различные точки зрения по поводу, например, тех или иных аспектов сирийского кризиса, но это не мешает продолжению стратегического диалога между нами, потому что мы находимся по одну сторону баррикад.
Иран бескорыстно помогал и помогает палестинскому народу во многих сферах жизни. И мы это высоко ценим.
Это же самое относится и к Хизбалле, которая является нашим ключевым союзником в противостоянии с сионистским врагом.
О России, для которой Восток обязан стать Ближним
— ХАМАС всегда выступал в поддержку системы многополярного мира и против однополярности в мировой политике, когда одна сила, — Соединенные Штаты, — доминирует на международной арене. Особенно с учетом того, что США являются главным союзником сионистского образования. В последние несколько десятилетий, весь мир, и в особенности народы Ближнего Востока, понесли тяжелый ущерб в результате единоличного доминирования Вашингтона в системе международных отношений.
Поэтому для нас Россия является очень важной мировой державой, способной позитивно уравновесить и стабилизировать международную политику. Кроме того, есть и историческая память. Народы нашего региона хорошо помнят о той принципиальной позиции, которой придерживался Советский Союз, поддерживая арабов в деле национально-освободительной борьбы, многосторонней помощи СССР арабским странам в их противостоянии сионистскому образованию, которого опекал и опекает Запад.
Президент Путин смог укрепить российскую государственность, существенно усилить ее роль на международной арене, вернуть ей уважение в мире. Именно поэтому нынешняя мировая политика стала более взвешенной и разнообразной.
Исходя из этого, я обращаюсь к российскому политическому руководству сделать все возможное для укрепления отношений России с арабскими и мусульманскими народами, освободительными движениями сопротивления, борющимися с сионистской оккупацией. И встать на сторону народов, стремящихся к свободе.
Это послужит стратегическим интересам России на мировой арене, интересам ближневосточного региона и всего международного сообщества.
Шамиль Султанов, руководитель Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир»