Осень пора, конечно же, — унылая. Может быть, «природы увяданье» и буйство красок и породило эти неловкие ощущения, которые есть предчувствие некоего конца. К примеру – года.
А может, в октябре мы невольно вспоминаем крах той идеи, что некогда объединяла нас? А теперь, в ее отсутствии, мы не можем смотреть в прошлое одинаковым взглядом. Мы стали верить разным Богам, а они оказались поразительно разными. И если коммунистическая идеология равноудаляла все церкви, не приемля ни одну, то ныне одна вера стала куда светлее другой.
Государственные границы очерчивает не только сила страны, но и, в гораздо большей степени, идея. После пролетарского интернационализма идеи больше нет, а те, которые ныне формулируются, ограничены этническими и конфессиональными рамками. И мы сейчас невольно напоминаем человека, который купил костюм на четыре размера больше, и просто вынужден надувать щеки, чтобы соответствовать своим границам. Но внутренность уже, увы, иная.
Рано или поздно, все надутые (даже пропагандой) фигуры и планы лопаются. И может быть, что вот этот страх перед переделом границ и возвращением в те размеры, которых достойны, начинает проявляться именно в октябре?
Недавно в США вышла книга вице-президента Американского совета по внешней политике Илана Бермана «Внутренний взрыв. Конец России – что он означает для Америки». Там описывается наше печальное будущее. Автор предсказывает, что через 30 лет Дальний Восток и Сибирь будут китайскими, а Россия начнет войну с Украиной… Можно, конечно, отмахнуться от лживых голосов, пытающихся зародить в нас пессимизм дурными предсказаниями.
Но… кто бы мог поверить предсказаниям, что падет берлинская стена и раздавит весь соцлагерь и СССР? И что мы на своих шкурах испытаем истину, сформулированную А. Линкольном: «Самые большие деньги зарабатываются не при создании страны, а при ее разрушении».
И кто сказал, что заработать на очередном развале не хочет никто?
Его урок – другим наука?
На прошлой неделе похоронили генерала Юрия Чурбанова, бывшего мужа Галины Брежневой, дочери бывшего выдающегося политического деятеля той современности.
Никому бы и в голову не пришло предсказать, что зять Брежнева будет осужден и попадет на зону. Что дочь его Галина – сопьется, и закончит свою жизнь в лечебных профилакториях. Что Вика, дочь Чурбанова и Брежневой, будет брошена всеми мужьями и друзьями. А дочь ее, как и бабушка Галя, тоже попадет в специализированный лечебный дом (в народе его грубо называют психушкой), и станет героиней передачи Малахова….
Кто бы мог предсказать подобное в те восхитительные времена, когда всемирно известные брови (отсюда кличка Леонида Ильича — «Бровеносец в потемках») не покидали телевизионный экран? Когда уста, весело произносящие слово «систематически» (сиськимасиськи), лобызали уста всех начальников бараков соцлагеря и вождей Африки?
Такой вот след оставила на земле династия Брежнева, идола советских времен. История эта как назидание всем правителям и выдающимся борцам, всем тем, кто ныне рассекает трассы под мигалкой, и важно носит звание «Спаситель Отечества».
Конечно, сегодня у многих из тех, кто рулит страной, есть счета в оффшорных зонах и паспорта стран, числящихся во врагах нашего Отечества. Только вот за все непременно придется платит. И это уже не предсказание Илана Бермана, которое может, сбудется, а, может, и нет. Судьба Чурбанова, похороненного за кольцевой дорогой на Митинском кладбище, а не у стен Кремля, тому лишнее доказательство.
Народ к возврату готов!
На прошлой неделе Москва была взбудоражена слухом – на Лубянскую площадь может вернуться памятник «железному Феликсу». По сообщениям СМИ, вопрос даже обсуждается в Мосгордуме.
Заместитель председателя Мосгордумы Андрей Метельский объяснил ситуацию: «Не надо было вообще этот памятник убирать или трогать. Это часть нашей истории, и ее надо уважать, какой бы она ни была. Но это мое мнение. С другой стороны, никакого решения о том, что памятник надо возвращать на место, сегодня не принято, потому что надо хотя бы спросить у москвичей, посоветоваться с жителями города».
Не помню, чтобы с народом когда-нибудь советовались по тому или иному вопросу. Да и мемориальные доски и памятники власть ставит исключительно по своему усмотрению. В Тюмени ведь установили памятник Феликсу, никого не спросив. Да и в Москве уже в 2005-ом году восстал памятник легендарному чекисту во дворе ГУВД на Петровке, 38. Теперь он собирается вернуться на свое законное место.
А этот слух, вброшенный в информационное пространство, всего лишь проверка реакции общества. А оно уж к разврату, ой, извиняюсь, к возврату готово. Это продемонстрировало решение о том, чтобы переименовывать Волгоград в Сталинград… 3 раза в году. Вот если реабилитировали лучшего друга советских физкультурником, почему бы не отдать дань уважения лучшему другу советских беспризорников? И если девушка Чапмен стала звездой российской безопасности, то почему бы Дзержинскому не стать ее символом?
Феликс Эдмундович известен не только как борец с контрреволюцией, борьбой с беспризорностью и саботажем. Он подарил Родине много мудрых фраз, одна из которых стала девизом безопасности: «Чекист должен иметь горячее сердце, холодную голову и чистые руки». Но теперь я бы поместил на бронзе памятника другие слова чекиста №1: «Отдохнём, товарищи, в тюрьме».
Битва за Оскар как битва на Волге
Прошедшая неделя вместила в себя и торопливую премьеру фильма Федора Бондарчука «Сталинград». Это произведение спешило застолбить место среди номинантов на «Оскар». Есть вероятность того, что кинофильм завоюет какой-нибудь приз за океаном, но вот на Родине попасть в золотую коллекцию произведений о Великой Отечественной ему будет сложно. Поскольку работа ориентирована на Запад (битва на Волге стала вроде как битвой за Оскар). Но не на память сердца.
Ведь прекрасных фильмов о той войне снято немало. Достаточно вспомнить работу отца Федора (речь о Бондарчуке-старшем, а не о персонаже Ильфа и Петрова) «Судьба человека». Или (мой любимый фильм о войне) «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова. Или «Живые и мертвые» с Папановым-Серпилиным? Или «А зори здесь тихие».
«Сталинград» Федора Бондарчука — это картина для молодых ребят, сидящих в удобных креслах с банкой колы и жующих попкорн. Никогда не читавших Гроссмана, по мотивам произведения которого, якобы, и был снят фильм. В подтверждении приведу отрывок из рецензии, опубликованной в журнале «Афиша», которая написана языком поколения, коему и адресован этот фильм.
«Когда тевтонский рыцарь, на манер матросов Севастополя, шагнувших в АД, чтобы уйти в ВЕЧНОСТЬ, рванул на Маше вшивые обноски, и на зрителя вывалилась грудь в бюстгальтере IMAX 3D, размер №5, цвет белый (зимняя свежесть), сомнений не осталось — Ф. Бондарчук творец с большой буквы Г. Многие зрители в этот момент закричали и побросали вёдра с попкорном, прикрывая руками глаза. Такова сила искусства!… Сделать продакт-плейсмент бюстгалтеров push-up контрапунктом битвы на Волге не каждому дано».