Патимат Ниматулаева показывает на телефоне предсмертное видеообращение своего 15-летнего сына. Он рассказывает, почему пошел на этот шаг. Голос сильно дрожит, когда он просит прощения у матери. Патимат плачет и повторяет: «Магомед не убивал себя… Его убили!» Следствие же считает, что подросток повесился сам. Но мать провела собственное расследование.
Тарумовский район Дагестана считается русским, но тут живут практически все представители многонациональной республики. В райцентре – селе Тарумовка – есть и мечеть, и церковь. Дело Магомеда может вылезти в межнациональный конфликт, потому что, во-первых, расследование проведено, мягко говоря, халатно, во-вторых, в смерти подростка, по мнению его родственников, виноваты дети местных чиновников (а в муниципалитете в основном работают русские).
Казнь или самоубийство?
Магомед Микаилов пошел в школу и не вернулся. Его мать исколесила все село, но никаких следов сына не нашла. «Наш участковый знал, что мой сын пропал, но никто из сотрудников полиции не приходили к нам, не интересовались ходом поисков», — говорит Патимат.
Патимат написала заявление. Дала объявление на местный телеканал, его крутили пять дней. Начались поиски…. Но тело мальчика нашли в одном из заброшенных домов не полицейские, а односельчане.
«Моего сына нашли с веревкой на шее в заброшенном доме, — рассказывает Патимат. – Он стоял на коленях. Скажите, дети не могут так повеситься?»
Экспертиза установила: Магомед был мертв уже четвертый день, и подтвердила версию следствия о самоубийстве. Вскрытие не делали, поскольку, родственники Магомеда были против – это противоречит их религиозным убеждениям.
Родственники Магомеда, утверждают, что на лбу у погибшего была красная полоса, похожая, по их словам, на след от проволоки. И на коленях мальчика были заметны странные следы.
«Ни эксперт, ни прокуратура, ни милиция не смогли объяснить как человек с ростом 175 см. повесился, сидя на коленях», – говорит Патимат.
Виновных в смерти Магомеда нашли. Это его одноклассники Таймаз Рахимов и Магомедрасул Алиев. Их обвинили по статье «доведение до самоубийства». Но наказание не последует – они несовершеннолетние. Родители сразу увезли сыновей из Дагестана.
В случившемся Патимат обвиняет не только одноклассников сына, но и двух совершеннолетних — Билала и Илью, детей местных чиновников.
Оборотни за школьной партой
«У меня появились вопросы: кто и что заставило сына так поступить? Я была вынуждена начать собственное расследование, — говорит Патимат, вытаскивая из пакета какие-то документы. — Начала опрашивать всех одноклассников сына, и выяснила ужасные подробности. Оказывается, Таймаз и Магомедрасул длительное время зверски издевались над моим сыном. Не могла в это поверить, я ведь считала их лучшими друзьями своего ребенка!».
Странно, что и учителя тарумовской школы все как один твердят – ничего, мол, не знали про издевательства. Но этого маловероятно — школа небольшая, все про всех всё знают. Вот и родственники Магомеда уверены: учителям все было известно, просто они, по неизвестным причинам, боятся об этом говорить.
По словам Патимат, дети в школе рассказали ей, что Таймаз и Магомедрасул издевались над ее сыном, били его по голове и лицу, вымогали деньги. Все это происходило на улице – то есть на виду у всех. Это видели и старшеклассники, но не заступились за Магомеда.
А еще — садисты все свои издевательства снимали на мобильный телефон, а потом шатажировали тем, что выложат эти видеоролики в интернет.
На одном из роликов – дикая сцена изнасилования Магомеда. Эти кадры «гуляли» по телефонам школьников.
«Сын умолял их, чтобы они не делали этого, — говорит Патимат. – За то, чтобы эти ролики не попали в интернет эти… изверги требовали у моего сына деньги. Магомед отдал им около 20 тыс. рублей. Так же я выяснила, что моего сына заставили купить новый телефон. Он купил мобильный телефон Nokia для Магомедрасула. Я сообщала следователю серийный номер этого телефона, но эту информацию не проверили».
Почему ослепло следствие?
У Магомеда не оказалось того нового телефона, у него нашли какой-то старый , который ему не принадлежал. Ранее этот телефон видела у Магомеда его старшая сестра. И он сказал ей, что это телефон его друга и что он должен его вернуть. Работники правоохранительных органов не проверили этот телефон и не попытались найти настоящего хозяина. Они мотивировали свое бездействие, тем, что в телефоне не было сим-карты.
«После того, как мы провели пикет, возмущаясь бездействием милиции, в этом телефоне обнаружилась флеш-карта, — говорит Патимат. – В тот день, когда сын ушел в школу, он забыл свой мобильный телефон дома. На наш вопрос – «Где же была до сих пор эта флешка?», поступил ответ «А откуда мы знали, что там еще и флешка бывает?». На этой самой флешке обнаружили предсмертную видеозапись, где мой сын Магомед говорит, что в его смерти виноваты только Магомедрасул и Таймаз».
Позже один из вымогателей – Магомедрасул — признался в содеянном. И указал, что были и другие соучастники — Илья Ильюшин и Билал Далгатов. Первый сын водителя главы Тарумовского района Сергея Чепурного, отец другого работает в санэпидемстанции. По словам матери погибшего, этих двоих специально вывели из-под дела.
Новое расследование – старые результаты
Родители и родственники опровергают версию правоохранительных органов, прокуратуры, следственного комитета, что Магомед покончил жизнь самоубийством.У них есть своя версия: Магомеда сначала убили, а потом уже для видимости повесили.
Следственных экспериментов правоохранители не проводили. А Патимат выпросила веревку, на которой ее сын повесился, обмерила ее, пошла на место преступления, накинула петлю на себя и встала на колени…. По ее словам, повеситься таким образом просто невозможно.
Мать, конечно, не бесстрастный оперативник и ее выводы корректными назвать сложно. Но она оказалась единственной в селе, кто пытался разобраться в этом деле. Почему следствие, охотно выдав вещдок, никаких следственных экспериментов не проводило, почему не были допрошены Ильюшин и Далгатов? — об этом шушукаются в селе и многие, не без оснований, полагают – дело замяли.
«Следователи нашли в сумке Магомеда какую-то записку, где он пишет, кто над ним издевался. Содержание записки скрывают, — отмечает мать погибшего. – Такую же записку я нашла дома в тетради сына и поняла, как они его шантажировали и вымогали у него деньги. Так же выявили и все номера телефонов, звонивших моему сыну, которые сохранились на сим-карте телефона, забытой им дома. Но следствие даже не пыталось установить, кому принадлежат эти номера».
Новое расследование
Следователи даже не уведомили мать погибшего, что расследование окончено. Об этом она узнала от главы района и только тогда, когда в район приехали правозащитники и журналисты.
Родственники Магомеда все равно настаивали на проведении нового расследования с учетом вновь открывшихся обстоятельств. Появились новые факты, улики – это и записки с угрозами в адрес погибшего, и видеообращение погибшего. А так же свидетельства причастности к убийству двоих парней — сыновей тарумовских чиновников.
Новое расследование провели, но результаты его в точности повторяют предыдущие. Следователи заявили, что они сделали все, что в их силах. Глава же Тарумовского района Чепурной считает, что следствие проведено в рамках закона, но если появятся новые данные по этому делу, то готов лично проконтролировать расследование. Хотя, тут на лицо явный конфликт интересов – один из подозреваемых сын — его водителя…
По законам предков
Патимат утверждает, что на предсмертном видео-обращении видно, как Магомед говорит то, что ему велят сказать. Он вопросительно смотрит в сторону – видимо, пытается понять, нужное ли он говорит.
Но только экспертиза может дать четкий ответ. Видео отправили в Ростов, и ждут результатов со дня на день. Если Патимат окажется права, то расследование можно провести снова, по вновь открывшимся обстоятельствам.
Почти год прошел со дня гибели Магомеда. За это время было несколько стычек между родственниками Магомеда и родственниками предполагаемых виновных.
Патимат надеется, что преступников накажут по законам государства. А стоящие с ней рядом ее братья, заявляют, что в противном случае им придется прибегнуть к законам предков.
А это – кровь…