— Помните, в 2004 году (после Беслана) Владимир Путин отменил прямые выборы губернаторов? Тогда он посчитал, что они мешают «эффективности вертикали» в области обеспечения государственной безопасности.
Спустя еще несколько лет господин Медведев заявил, что возврат к этой системе может произойти «не ранее, чем через сто лет». Правда, к концу своего президентского срока он начал говорить противоположное.
Прошло лишь три года, а не вышеупомянутые «сто», так почему власти передумали?
Потому что, на самом деле, региональные элиты – одни из самых сильных политических игроков в стране. У них есть политический ресурс, который может повлиять на Кремль, например, всплеск националистических настроений, сепаратизма и прочее. То есть, если центр не удовлетворяет интересы региональных начальников, он может получить массу непредвиденных неприятностей. Безусловно, у регионалов есть рычаг воздействия на центр, не абсолютный, но достаточный, чтобы отстаивать свои интересы.
И их интересы (особенно в эпоху Медведева) были связаны с сохранением выборности, так как это позволило бы полностью контролировать свои территории.
Например, выборы в Кемеровской области могут проходить сколько угодно, и каждый раз будет побеждать Тулеев, пока он этого хочет. Потому что он все контролирует. Также было и в Татарстане, и в Башкортостане и т.д. Многим регионалам было выгодно сохранить систему выборов губернаторов, таким образом обеспечивая себе беспрерывное правление.
Другой случай, если выбирает Кремль – тут уже Бог знает, назначит или нет. Помните, как региональных «тяжеловесов» долго выводили из игры: Шевелева по-хорошему, Лужкова — со скандалом.
И после в центре решили, что можно успокоиться, но нет: другие региональные элиты начали демонстрировать неудовлетворенность. И получилось, что назначенцы в регионах оказались в вакууме. Потому что у местных элит свои интересы, они хотят сами крутиться со своими налогами и командовать своей территорией. А когда приезжает какой-то товарищ из Москвы и начинает пытаться наводить свои порядки, этого товарища аккуратно изолируют.
Тут центр начал понимать, что система назначенцев в ряде случаев перестает работать. Именно поэтому Медведев, убрав наиболее сильных тяжеловесов, все-таки пришел к тому, что надо вернуть выборы. Но так, чтобы избирательная система этих выборов все-таки контролировалась из столицы. Что, в общем, не совсем верно, поскольку результаты выборов останутся неизменными лишь до той поры, пока есть взаимопонимание между местными элитами и московскими политическими силами.
Но когда к власти пришел Путин, он решил, что нужно компромиссное решение — надо вернуть назад прямое управление из Москвы, то есть, назначаемость губернаторов, но не всех. Чтобы не ссориться с регионалами — ведь некоторые хотят избираться, а другие, чтобы их назначали.
Это логично, поскольку регионы у нас разные и, соответственно, политика в их отношении должна быть разная. Каким-то региональным начальникам удобнее, чтобы их избирали, а каким-то удобнее, чтобы их назначали в Москве, например, Северному Кавказу. То есть, на самом деле, сама процедура будет определяться (как это всегда было в России) только межрегиональными элитами и центром.
Чем эта идея хороша для власти? Она достаточно гибкая, она не ставит разные регионы в равные условия. Но в обществе именно это и вызывает массу раздражения, потому что возникает некая асимметричная федерация: у одних регионов прав больше (или меньше), нежели у других. Но в такой стране, как Россия, это просто неизбежно.
То есть, сегодня мы видим гибкую имперскую политику: то, что годится для Смоленской области, не годится для Чечни. А то, что годится для Чечни, не годится для Кузбасса и т.д. в зависимости от национальных традиций и особенностей личности регионального лидера.
В принципе, это, своего рода, возвращение к системе индивидуального торга. Кто послабее — того можно снять, кто посильнее – с тем приходится уважительно разговаривать, кто совсем сильный – тому приходится подчиняться, чтобы не получить неприятностей.
Центр в этом смысле создает себе более широкую систему возможностей для торга. Хотя могут возникнуть споры: а почему вот нас назначают, а там выбирают? Но власть думает не о дальнейшем, а лишь о нынешних проблемах.
Дмитрий Орешкин, политолог.