Закрыть

Обо всём

Умма больна, если шейхов убивают в мечетях

 

Аль-Бути входит в число самых крупных исламских богословов современности, наряду с Юсуфом аль-Кардави и Мухаммадом Салихом аль-Усаймином. Он был религиозным и интеллектуальным авторитетом в традиционном суннитском пространстве всего мира, но его книги читали и отдавали им должное последователи почти всех течений, включая салафитов. Правда, в последнее время доверие к нему упало из-за его выступлений с однозначной поддержкой правящего в Сирии режима.

Аль-Бути был неплохо известен в нашей стране. Несколько его крупных трудов переведены и опубликованы на русском языке. «Отрицание мазхабов» и «Салафия» в середине 2000-х увидели свет в издательском доме «Ансар», в котором я сам много лет проработал научным редактором. Помню, с каким интересом и предвкушением я открывал для себя тексты шейха. Для России его труды стали настоящим богословским прорывом.

Шейх аль-Бути пал жертвой ужасной сирийской войны, которая уже проглотила огромное число прекрасных сынов и дочерей благословенного Шама и грозит поглотить еще не меньше. Да, он стал частью этого противостояния. В своем недавнем обращении Аль-Бути с резкими выражениями набросился на повстанцев и дал самую высокую оценку асадовской армии.

Шейх был солдатом этой войны и погиб на ней. Сейчас уже не так важно, кто непосредственно убил его. Смертник из неконтролируемой основными силами оппозиции группировки; отчаявшийся одиночка, мстящий правящему режиму за разрушения и насилие; асадовские спецслужбы, которые решили сделать из богослова, уже высказавшего все, что им надо, мученика и дискредитировать повстанцев, как утверждает Свободная армия. В любом случае богослов – жертва этой страшной бойни.

Потеря для всей уммы

Это наша общая трагедия, боль всей уммы. Что есть такие войны (речь не только о Сирии), где молодые люди убивают маститых ученых, причем и те и другие искренне верят в свою правоту. Что мы не можем защитить своих духовных авторитетов, и они становятся игрушками в руках коррумпированных правителей и иностранных манипуляторов. Исламский мир серьезно болен, и нет конца и края потоку «взаимных болей, бед и обид»…

Мухаммад аль-Бути до конца сохранял лояльность властям Сирии. Более того, он активно поддерживал режим. Еще в 1982 он давал фетву Хафизу Асаду на подавление восставшей Хамы, которую отец нынешнего президента сравнял с землей, повергнув весь мир в шок масштабом жесткости.  А в 2000  Аль-Бути возглавил погребальную молитву за ним.

Уровень знаний Аль-Бути признавали все. Его политические взгляды одобряло гораздо меньше людей, особенно после начала волнений в Сирии. Единомышленники даже упрекали богослова в том, что своей поддержкой Асада он дискредитирует ортодоксальный суннитский Ислам, ашаритскую акыду и суфизм.

Когда имамы Абу Ханифа и Ахмад ибн Ханбаль отказались сотрудничать с неправедными властителями, те подвергли их жесточайшим мучениям и издевательствам. Времена тех ученых давно минули.

Шейх Мухаммад не пошел против сирийского режима, хотя, наверное, тоже понимал его преступную сущность. Может быть, он считал свое решение наименьшим злом. В сложившихся условиях авторитарного национал-социалистического режима во главе с алавитской верхушкой Аль-Бути многое сделал для сохранения и развития Ислама в Сирии. Ему лично принадлежит большая заслуга в открытии множества школ. Он сумел в свое время убедить Хафиза Асада в том, что это не повредит его власти. Сегодня же Аль-Бути обосновывал свои призывы стремлением прекратить смуту, насилие и войну.

Инна лиЛляхи ва инна иляйхи раджиун! Воистину все мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся!

ИншаАллах, устаз Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути стал шахидом. Давайте помнить, что Всевышний всем воздает по намерениям.

Абдулла Ринат Мухаметов, журналист, кандидат политических наук.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях