Обыски в некоммерческих организациях проходят сразу в тринадцати регионах – Саратовской, Ростовской, Пензенской областях, Пермском и Краснодарском крае, республике Чувашия, Москве и других. По словам правозащитников, они давно не сталкивались с проверками такого масштаба и до сих пор не могут понять, с какой целью они все же проводятся.
По официальной версии, прокурорские работники наряду с налоговиками, пожарными и сотрудниками Роспотребнадзора ищут, так называемые, «признаки экстремистской деятельности». А по факту, проверяют не участвуют ли НКО (финансируемые из-за рубежа) «в политической деятельности» и не превышают ли пределов уставных целей и задач.
Разумеется, чисто физически правоохранители не смогут проверить десятки тысяч некоммерческих организаций, поэтому их выбор останавливается на тех, у кого сложились «непростые отношения с властями».
Во вторник, силовики неожиданно появились в питерском отделении экологической организации «Беллона»: проверяли все подряд — от условий труда и пожарных выходов до финансовых документов и книг с газетами и журналами. В результате, обнаружили лишь отсутствие флюорограммы у сотрудников учреждения и приказали «немедленно сделать».
По мнению редактора «Беллоны» Всеволода Левченко, это был очередной способ воздействия на «непослушные» организации.
«У НКО, которые сотрудничают с нашими властями, или же создавались при помощи каких-то прокремлевских молодежных движений, вообще никогда проблем не бывает. И этих проверок, думаю, им тоже с легкостью удастся избежать. Но у нас хотя бы все было спокойно и адекватно. А вот аналогичные проверки в Краснодарском крае проводились весьма жестко и не вполне корректно», – рассказал он WordYou.Ru.
Говоря о Краснодарском крае, Левченко подразумевает недавнюю жалобу главы грантовых программ «Южного регионального ресурсного центра» Михаил Саввы на некорректное поведение силовиков и нарушение законов при проведении обысков.
Накануне, в его офис тоже нагрянули с проверкой, в ходе которой силовики изъяли документы о программах на получение грантов краевой администрации и рабочие компьютеры. Технику, к слову, так и не вернули.
А сегодня прокурорскую проверку ожидают уже в оренбургском отделении «Комитета против пыток». Вчера правозащитники получили предупреждение о грядущей встрече с представителями надзорного ведомства.
«Проверки, на самом деле, проходят ежедневно и в огромном количестве организаций. Нам известен лишь минимум – пятая часть того, что происходит. Поскольку рассказывают о происходящем лишь авторитетные компании, известные своей независимостью от властей. Остальные стараются не нарываться», – заявил WordYou.Ru руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков.
В правозащитных кругах не сомневаются, сейчас речь идет именно о полноценной кампании против НКО, однако по поводу ее причин возникает немало споров. Кто-то, например, утверждает, что они проводятся с целью «захватить земли, на которых расположены организации». Павел Чиков считает, что Генпрокуратура после слов Владимира Путина о недопустимости иностранного финансирования НКО, сказанных на коллегии ФСБ, решила выполнить «грязную работу» собственными силами.
«Некоммерческие организации проверяются по всем направлениям, таким образом, прокуратура пытается выявить и сформулировать некие критерии работы НКО, чтобы потом требовать от них выйти из системы иностранного финансирования», – говорит он.
«Эти проверки являются очередным способ давления на НКО. У меня складывается твердое ощущение, что власть нашла очередной способ показать, что нас контролируют», – настаивает, в свою очередь, Всеволод Левченко.