В феврале 2013 года районный суд Махачкалы в рамках уголовного дела о хищениях в особо крупном размере из Трансэнергобанка Дагестана постановил наложить арест на средства граждан на его счетах и вкладах. Однако, суду было известно, что никаких средств не существует, а поступление «вкладов» в Трансэнергобанк (у которого в ноябре 2012 года отозвали лицензию) на сумму 4,8 миллиардов рублей было сфальсифицировано его руководством. Наложить арест же потребовалось, чтобы исключить возможность фиктивным вкладчикам требовать страхового возмещения от государства.
«Такая цель прямо следует из формулировки ареста – «арест в виде запрета Агентству по страхованию вкладов выплачивать страховое возмещение из фонда страхования вкладов и осуществлять выплаты из конкурсной массы в пользу лиц, обязательства банка перед которыми созданы в период с 10.09.2012 года по 02.11.2012 года», — пишет газета «Коммерсант».
Как сообщает издание, ссылаясь на свои источники, «нарисованными» в Трансэнергобанке оказались не только вклады на 4,8 миллиардов, но и кредитный портфель почти на 2 миллиарда, и касса еще на 3 миллиарда рублей, куда якобы были вложены те самые вклады.
Дело в том, что финансовая организация с апреля по ноябрь, то есть, незадолго до отзыва лицензии, нарастила объем вкладов аж в 120 раз — с 40 миллионов до 4,8 миллиарда рублей.
Согласно документации, банку удалось «привлечь» более 6,5 тысяч новых вкладчиков (причем, больше трети в последние два дня своей работы). Правда, реальными вкладчиками, имеющими право на возмещение, оказались лишь 89 человек. То есть, банк попросту сфальсифицировал отчетность, чтобы похитить средства Фонда обязательного страхования вкладов (ФОСВ).
Сфальсифицировать все
Такой же опыт фальсификации имел и закрытый недавно банк «Экспресс», у которого настоящих вкладов оказалось всего на 3,7 миллиарда из 10 миллиардов руб. Остальные «депозиты» размещались в несуществующих кредитах и в несуществующей кассе, или были «инвестированы» в несуществующие ценные бумаги.
Кроме того, в ходе проверки ЦБ выяснилось, что выписка из первого (существующего) депозитария оказалась фальшивой. Второй депозитарий оказался не соответствующим требованиям ЦБ, а сами бумаги были приобретены у компании, которая держала счета в Русич центр банке, лишившемся лицензии еще в 2011 году. «Ранее сообщалось, что в банке не обнаружено и документов, подтверждающих существование работников: временной администрации не были переданы ни штатное расписание, ни зарплатные ведомости, ни трудовые книжки», — пишет «Коммерсант».
Выходит, сфальсифицировано было все, кроме названия.
Как заявила WordYou.Ru академический директор Центра экономических и финансовых исследований и разработок Екатерина Журавская, проблема фальсификаций в банках существует по всей стране, однако в северокавказских регионах может приобретать такой всеохватывающий масштаб в силу «большей коррумпированности» власти и безнаказанности.
«На Северном Кавказе сконцентрировано большое количество «банков-прачечных», где «отмываются» деньги. На мой взгляд, проблема в высоком уровне коррупции и отсутствии нормального регулирования, что позволяет легко избежать ответственности, — отметила эксперт. – Например, одним из способов обналичить денежные средства для кавказских банков могут выступать услуги денежных переводов. Там эта услуга востребована, но за этими операциями может и что-то скрываться».