Закрыть

Обо всём

«Оскар» за ненависть к мусульманам

 

Кино дает нам возможность узнать о жизни в тех уголках мира, куда обычно непросто попасть. Оно помогает ощутить человеческое разнообразие, чтобы преодолеть собственные предрассудки и избавиться от обобщений.

Но в этом году две из номинированных на лучший фильм года картин совершенно не отвечают этим целям. Признанная лучшей «Операция «Арго»,  и «Цель номер один» выставляют в крайне негативном свете целые народы, их религию и культуру.

В обоих фильмах действие происходит на Ближнем Востоке, приключения главных героев – американцев, основаны на реальных событиях. «Операция «Арго»  режиссера Бена Аффлека рассказывает о том, как агентам ЦРУ удалось вывезти из Ирана шестерых американцев во время кризиса с заложниками в 1979 году. Вся интрига заключается в том, чтобы несчастных американских бюрократов не узнала толпа бородатых мужчин.

Во всем  фильме есть только один местный персонаж, не задавшийся целью схватить и немедленно пытать беглецов. Это Сахар, домработница в доме канадского посла, где укрылись американцы. Все же остальное население представлено безликой злобной толпой, угрожающей жизни любого гражданина США.

То же самое происходит и в «Цели номер один». В фильме, повествующем о выслеживании и убийстве Усамы бин Ладена, все арабы оказываются подозреваемыми. Опять же есть один «хороший  араб». Но он появляется на экране менее чем на минуту, и не может изменить негативное впечатление обо всем народе.

Под подозрением — кусок ткани

В одной из сцен фильма «подозрительными» выставлены даже традиционные черные абаи, которые носят женщины во многих мусульманских странах. Агенты ЦРУ надевают эти платья, чтобы незаметно убить подозреваемого  террориста, но когда начинается перестрелка, становится все труднее понять, кто же на чьей стороне. И хотя эти мужчины в абаях в конце концов оказываются «нашими», подспудно нагнетается подозрительность к мусульманкам в длинных одеждах.

Кто-то может возразить, что в условном мире кино без подобных обобщений не обойтись: в большинстве фильмов герои четко делятся на хороших и плохих. Для большинства фильмов подобное упрощение, возможно, не так уж страшно, но это конкретное представление всех «арабов-мусульман» вооруженными до зубов террористами грозит миру далеко идущими последствиями.

Влияние этих двух картин на зрителей хорошо прослеживается в Твиттере: «После «Цели номер один» хочется расстрелять всех арабов из автомата», или «Сидишь в кинотеатре, смотришь  «Цель номер один», а два последних ряда заполнены арабами, и только и думаешь: «Не убивайте меня!»

Вместо того, чтобы способствовать плодотворному обсуждению отношений между Западом и исламским миром, эти фильмы создают атмосферу страха и ненависти. Заметьте, что зрители в социальных сетях говорят не о террористах, а об арабах в целом.

Голливуд как кузница исламофобии

Эти два фильма – не исключение: это часть более широкой тенденции, развивающейся уже несколько десятилетий. Голливуд  много лет старательно пытается соединить слова «араб», «мусульманин» и «насилие». Сценаристы и режиссеры уже позабыли, что слова эти – взаимоисключающие, и если одно из них применимо к персонажу, то вовсе не значит, что за ним должны следовать и другие.

Голливудские фильмы приучили зрителя думать, что вооруженный араб или мусульманин – это обязательно экстремист, нацеленный на уничтожение Америки. Типажи из мира кино перекочевывают в массовое сознание, укрепляя бытующие в нем предрассудки.

Но если престижные награды присуждать не пропагандирующим расизм и насаждающим стереотипы кинолентам, а демонстрирующим различные образы жизни, без осуждений и обобщений, то можно надеяться, что когда-нибудь Голливуд начнет выпускать фильмы, которые показывают другую сторону Ближнего Востока. Может быть, когда-нибудь в Голливуде снимут фильм, подчеркивающий мирный характер ислама, большинство последователей которого придерживаются заповеди  Корана: «Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (Сура «Трапеза», аят 32).

Элиза Шмельцер. Полный вариант статьи опубликован на сайте themaneater.com


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях