Для многих французов белоснежная мечеть сахабов, построенная в 2008 году и увенчанная 25-метровым минаретом, стала своеобразным символом распространения ислама в стране. Среди приезжающих сюда на проповеди по пятницам немало бывших католиков.
Хотя общее количество принявших ислам во Франции остается относительно небольшим, ежегодные цифры за последние 25 лет, по подсчетам экспертов, удвоились, несмотря на отрицательное, а порой и откровенно враждебное отношение властей и общества к этой религии.
Правительственные борцы с терроризмом не устают предупреждать, что новообратившиеся граждане «представляют собой ключевой элемент террористической угрозы в Европе» — поскольку имеют западные паспорта и не выделяются внешним видом.
Французские мусульмане считают подобные высказывания проявлением нетерпимости со стороны властей, чем во многом обусловлено и предвзято — настороженное отношение к ним в обществе.
И тем не менее, ислам во Франции принимают все чаще. «Явление это приобрело впечатляющие масштабы, особенно с 2000 года», — признает отвечающий за религиозные вопросы в министерстве внутренних дел Бернард Годар.
По имеющимся у его ведомства данным, из приблизительно шести миллионов мусульман страны — около 100 тысяч принявших ислам, по сравнению с примерно 50 тысячами в 1986 году.
Мусульманские ассоциации утверждают, что это число достигает 200 тысяч. Точных статистических данных о расовой и религиозной принадлежности граждан в считающейся светским государством Франции просто не существует.
Да и не столь это важно, главное, что изменилась сама «природа перехода в ислам», отмечает Годар, бывший офицер французской разведки.
«Обратная интеграция»
Прежде ислам принимали, в основном, чтобы жениться или выйти замуж. Теперь же молодежь все чаще видит в этом своего рода средство социальной интеграции, особенно в преимущественно мусульманских районах.
«В бедных районах происходит обратная интеграция», — утверждает Жиль Кепель, эксперт по распространению ислама в пригородах Парижа и других крупных городов страны.
Шарли-Лу, студент из столичного пригорода Сен-Мор-де-Фоссе, принял ислам в 19 лет, два года назад. Он вырос в католической семье, но в школе имел много друзей-мусульман. «Переход в ислам стал здесь социальным явлением, — говорит он. – Хотя некоторые делают это просто из любопытства».
В некоторых преимущественно мусульманских районах даже немусульмане постятся в Рамадан, потому что им нравится царящее в это время «чувство общности и праздничное настроение», говорит социолог Самир Амгар.
Во многих пригородах ислам стал не только доминирующей социальной нормой, но и альтернативой окружающей бедности и страданиям, отмечают исследователи.
Амгар объясняет это тем, что ислам дает более организованный и структурированный, чем в других религиях, взгляд на жизнь. Это способ «отказаться от модернизма», вернуться в общество с более выраженными семейными ценностями, четкими различиями между мужчинами и женщинами. «Ислам оказывает умиротворяющее влияние на новообратившихся, — считает эксперт. – С ним мир становится яснее».
В прибрежном Марселе «переход в ислам в последние три года вырос до невероятных темпов», говорит Абдурахман Гуль, имам главной городской мечети и президент местного отделения Французского совета мусульманской веры. В 2012 году он подписал около 130 свидетельств о принятии ислама.
Молодежь вдохновляет пример Анельки и Рибери
Имам из парижского пригорода Дранси Хассен Чалгуми полагает, что распространению ислама способствует и официальный атеизм Франции, порождающий, по его словам, духовную пустоту.
«Секуляризм стал антирелигиозным, — говорит Чалгуни. — Таким образом, он создал противоположное явление. Это позволило людям открыть для себя ислам».
Многие эксперты отмечают также влияние новообратившихся знаменитостей, особенно футболистов. Игрок французской сборной Николя Анелька, родители которого приехали с Мартиники, обратившись в ислам в 2004 году, сменил имя на Абдул-Салам Биляль Анелька. Популярный игрок из северной Франции Франк Рибери принял ислам в 2006 году, чтобы жениться на мусульманке, и стал Билялем Юсуфом Мухаммадом.
В 2009 году в журнале Paris Match появилась фотография знаменитой рэп-певицы Diam в хиджабе на одной из парижских улиц. И тут же на редакцию обрушился шквал гневных откликов со стороны государственных чиновников и простых граждан. Фадела Амара, бывший государственный секретарь по городским делам и основательница феминистской организации «Не шлюхи и не затворницы», заявила, что хиджаб представляет «негативный имидж женщины», назвав его «реальной опасностью для молодых женщин в бедных районах».
На все эти обвинения Diam возразила, что хиджаб не сделал ее радикальной мусульманкой, а принятие ислама было ее личным выбором, который помог ей справиться с депрессией и преодолеть наркотическую зависимость.
Рафаэлло Силлити, владелец небольшого книжного магазина «Аверроэс» возле мечети в парижском пригороде Кретей, уверен, что те, кто, как и он сам, принял ислам, лучше способны донести до других эту религию.
Он продает коврики для молитв и широкий ассортимент книг: от научных трактатов, написанных исламскими учеными, до практических руководств вроде «Овладей своими физическими желаниями» и «Как пользоваться мобильным телефоном согласно исламскому праву».
«Мы должны избавиться от этой мнимой исламской культуры, — говорит он о бытующих во французском обществе стереотипах и заблуждениях. — Мы должны показать, что французская культура и ислам вполне могут мирно уживаться».
Полный вариант статьи опубликован на сайте nytimes.com