Сегодня Владимир Путин проведет заседание президентского совета по межнациональным отношениям, в ходе которого будут обсуждаться планы реализации стратегии государственной национальной политики до 2025 года. Ранее Путин неоднократно обращал свое внимание на важность решения национальных проблем и сохранения «межнациональной гармонии» в России, которую считает одним из важнейших факторов сохранения единого государства.
Документ, выдвинутый на повестку дня, предлагает закрепить в преамбуле к Конституции следующий тезис: «Народ Российской Федерации» (политическая нация России) составляет многонациональное население страны, то есть все граждане «являющиеся носителями русского языка, культурных, духовных, морально-этических и социально-государственных императивов, присущих многонациональной российской цивилизации».
По сути, жителям России предлагают объединиться в одну нацию.
По мнению членов правящей партии, таким образом можно добиться «подлинного национального единства». В частности, инициатор документа, единоросс Алексей Журавлев пояснил: «У нас много национальностей, но нация одна и один народ», поэтому, по его личному мнению, народы России должны непременно договориться о том, что составляют одну нацию.
Эксперты, в свою очередь готовы поспорить с господином Журавлевым. Политологи Деньга Халидов и Ринат Мухаметов уверены, что инициатива неплохая, однако первый ставит под сомнение «механизм» ее разработки, а второй опасается, что задумка может превратиться в очередную кампанию с коррупционными мотивами.
Деньга Халидов, кандидат философских наук, руководитель Научно-проектного отдела ООД «Российский конгресс народов Кавказа»:
– Я бы не стал возлагать особых надежд на данное мероприятие. Не могу сказать что-либо плохое про него, поскольку меры действительно благие и благоразумные, но меня смущает нечто иное.
Дело в том, что когда принимается подобного рода документ — общественный договор — в его обсуждении (и прописывании) просто обязаны участвовать все значимые политические структуры государства. Так будут ли в данном обсуждении принимать участие представители тех же русских национально-патриотических организаций? У которых, хочу отметить, существуют на этот счет свои определенные взгляды и стереотипы. Их обязательно стоит выслушать, и внести какие-то поправки, предложенные этими организациями. Это будет справедливо и надолго.
Но на данный момент мы имеем лишь мнение членов Совета при президенте, который лишь подставляет национальные меньшинства и диаспоры мигрантов. Поэтому, задумка, безусловно, положительная, но ее недостаточно. К подобному роду разговорам должна быть привлечена русская патриотическая сила.
Абдулла Ринат Мухаметов, журналист, политолог:
– Года 2 назад глава Совета муфтиев Равиль Гайнутдин сделал громкое заявление относительно идентичности и генезиса российской государственности, которое заслуживает вдумчивого прочтения. В свое время особенно едкие комментарии неприятелей вызвал его тезис о том, что Золотая Орда и Имамат Шамиля также являются учредителя современного российского государства, как и Киевская, и Московская Русь. При всем пафосе позволю себе отметить, что слова Гайнутдина, по сути, являются программной ключевой точкой опоры для выстраивания современного российского мусульманского дискурса и мировоззрения, а также для закладки прочного фундамента России в XXI в.
Этот тезис при его полноценном развитии является заявкой мусульман на участие в формировании и выстраивании современной российской идентичности в целом, нашим вкладом в мучительный поиск нынешней Россией своей национальной идеи. Я уверен, что эта самая национальная идея как раз и заключается в том, чтобы в нашей стране действительно сложился единый народ, единая российская гражданская политическая нация. А последнее абсолютно невозможно без окончательного и безоговорочного примирения российского и мусульманского и, как сказал Равиль Гайнутдин, «прописки» Россией своей мусульманской составляющей.
Особенно это актуально сегодня, когда на всю страну все громче звучат призывы отделить Кавказ, а когда процесс пойдет, то и Татарстан с Башкирией, и далее по советскому сценарию.
Совершенно верно, что Российская Федерация является, с точки зрения истории и идентичности, правопреемником не только СССР, Российской империи, Московской и, в конце концов, как гласит официальная версия, Киевской Руси, но и Волжской Булгарии, Орды и постордынских ханств, а также кавказских образований, вошедших, кто добровольно, а кто нет, в состав единой России. Кстати, крови при захвате Москвой Твери или Новгорода лилось совсем не меньше, чем при взятии Казани.
Многие русские политические образования не вошли добровольно в формировавшуюся на обломках Золотой Орды Россию, но никому же не приходит в голову обвинять потомков владимиро-суздальцев или нижегородцев в сепаратизме, когда они превозносят свое «самостийное» прошлое. Дело в том, что, по умолчанию, эти образования входят в пул своего рода легитимных учредителей РФ, а той же Орде, Имамату и Астраханскому ханству в этом отказывают.
Единственное объяснение тут – это то, что Тверское и Новгородское княжество населяли русские и православные, т. е. как бы свои, пусть и отчаянно сопротивлявшиеся вступлению в Россию. А татары и северокавказцы – нерусские и мусульмане, т. е. как бы не свои, хоть многие из них и поддерживали консолидационный проект во главе с Москвой.
Не учитывать это сегодня, значит, вновь и вновь наступать на одни и те же грабли, ломать комедию, которая в итоге оборачивается серьезными проблемами и насилием. Надо четко и прямо, что и предлагает глава СМР, признать, что РФ является правопреемником всех политических образований Северной Евразии, как русских и православных, так и нет, со всеми вытекающими из этого для современной российской политики последствиями.
Это единственный реальный, а не пиаровский, путь к окончательному и безоговорочному примирению России со своей мусульманской составляющей, с самой собой, по сути. Т. е. путь к формированию единой российской нации, без чего нашему государству нечего делать в XXI в.
Все это и есть реальная национальная идея. Пора сбросить, как требует классика, все и всяческие маски и назвать все вещи своими именами. Дайте России быть Россией, Россией – страной всех ее народов, а не одного, или точнее для бюрократии, которая прикрывается интересами одного, русского народа.
В противном случае, если мы не признаем, к примеру, за Ордой и Имаматом статуса исторических учредителей современной российской государственности, то автоматически из этого вытекает, что нынешние коренные российские мусульмане (волго-уральские и северокавказские) аналогичны по своему политическому статусу, скажем, арабам во Франции. Т. е. тогда российские мусульмане приравниваются к потомкам иммигрантов из бывших колоний, которые, действительно, никак не могут претендовать на статус учредителей современной Франции.
А это не так. Владимир Путин и Дмитрий Медведев всегда подчеркивали, что российские мусульмане – не иммигранты, а коренные жители. От этого осталось только проложить мостик к тому, что коренные жители = учредители российского государства со всеми вытекающими из этого политико-экономическими полномочиями.