Закрыть

Праздники и приметы

7 июня — Третье обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 
7 июня — Третье обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

Ежегодно 7 июня православные верующие отмечают особое событие — Третье обретение честной главы Иоанна Крестителя, Пророка и Предтечи Господня. Эта дата занимает значимое место в церковном календаре и связана с древними преданиями и духовным наследием, бережно хранимым веками.

История праздника

История обретения честной главы Иоанна Предтечи – это не просто часть церковной летописи, но глубокий духовный символ, в котором вера, преданность и провидение переплетаются в узор из удивительных событий. Первое обретение этой великой святыни произошло не случайно и не в один момент — путь к нему был столь же таинственным, как и сама судьба пророка.

После мученической смерти Иоанна Крестителя, когда по приказу Ирода его голову отсекли и поднесли на блюде, тело святого было с почестями погребено учениками в Севастии, городе Самарии. А вот голову по злому умыслу спрятала Иродиада — та самая, по чьей просьбе было совершено преступление. Место, где она укрыла святыню, было порочным и уничижительным, не предназначенным для того, чтобы хранить реликвию.

Но даже в самые тёмные времена находятся люди, готовые сохранить святыню ради будущего. Иоанна, жена Хузы, домоправителя при царском дворе, незаметно забрала честную главу. С благоговением она поместила её в глиняный сосуд и, никому не сказав, погребла на Елеонской горе — в одном из имений Ирода.

Спустя годы это поместье перешло к другому владельцу — знатному и благочестивому Иннокентию. Именно он решил возвести на этом месте храм. Во время земляных работ под фундамент строящейся церкви рабочие наткнулись на сосуд, излучающий необычайное благоговение. Когда его вскрыли, стало ясно: это была глава Иоанна Предтечи. Вокруг начались знамения, которые убедили Иннокентия, что он нашёл не просто реликвию, а подлинную святыню.

Осознав, какое духовное сокровище оказалось в его руках, Иннокентий стал беречь находку с особой заботой и молитвой. Но, предчувствуя свою скорую кончину, он опасался, что после его смерти святыня может быть осквернена неверующими или просто утеряна. Чтобы избежать этого, он вновь спрятал сосуд с главой в том же месте, где её обнаружил.

Со временем храм пришёл в упадок, а сама история о первой находке затерялась в пыли веков — до следующего, уже второго обретения, которое вновь напомнило миру о великом Пророке и Крестителе.

Таким образом, первое обретение честной главы Иоанна Крестителя стало не только историческим событием, но и духовным напоминанием: святыня не исчезает навсегда, она ждёт своего часа, чтобы быть открытой тем, кто способен её принять с благоговением и верой.

Второе обретение честной головы

История, связанная с честной главой Иоанна Крестителя, похожа на духовную летопись, в которой чудеса и провидение переплетаются с реальными событиями и судьбами. Эту реликвию не раз теряли и вновь находили, словно сама история хотела напомнить: святое не исчезает, оно лишь ждёт времени, чтобы вновь быть открытым.

Второе обретение: путь через откровение

После того как христианство получило свободу при императоре Константине Великом, двое иноков отправились в Иерусалим, чтобы поклониться святыням. Именно им, по преданию, явился сам Иоанн Предтеча и указал, где сокрыта его голова. Достав её из земли, монахи упаковали святыню в шерстяной мешок и направились домой. Однако по дороге передали ношу незнакомому горшечнику.

Ничего не подозревавший ремесленник вскоре и сам стал участником чуда: ему явился Предтеча и повелел уйти от монахов вместе с тем, что нес. Он скрылся и с благоговением хранил главу у себя дома, а перед смертью поместил её в сосуд и передал сестре.

Святыня и ересь: попытка узурпации

Судьба реликвии вновь изменилась, когда она попала к священнику Евстафию, последователю арианства — ереси, отвергавшей божественную природу Христа. Евстафий использовал святыню, чтобы приписывать исцеления своему ложному учению. Однако правда вскрылась, и он был вынужден бежать. Закопав главу в пещере неподалёку от сирийской Емессы, он надеялся когда-нибудь вернуться. Но Промысл Божий остановил это намерение: впоследствии в той самой пещере обосновались благочестивые монахи, а позже вырос монастырь.

В 452 году архимандрит Маркелл, настоятель этой обители, увидел сон, в котором Иоанн Креститель вновь указал место сокрытия своей главы. Так произошло второе её обретение.

Третье обретение: знамение в эпоху смут

Около 850 года, в эпоху церковных смут и борьбы с иконопочитанием, глава Предтечи оказалась скрытой в земле. Патриарху Игнатию, в то время главе Константинопольской Церкви, во время молитвы было явлено место, где находилась святыня. По его указанию император отправил посольство в Команы, где и было совершено третье обретение. Позже главу перенесли в столицу и 25 мая поместили в придворной церкви. Частица её до сих пор хранится на Афоне, а главная часть — в студийском Предтеченском монастыре.

Живая святыня — источник милости и надежды

История главы Иоанна Крестителя — не только хроника находок и потерь, но и доказательство того, что святыни живут и действуют в мире. Как подчеркивал святой Иоанн Дамаскин, мощи праведников — это «источники благодати, дарованные нам Самим Христом». С верой прикасаясь к ним, люди получают не только телесное исцеление, но и духовную поддержку: утешение, прощение, укрепление в вере.

Примеры этому можно найти и в Библии. В Ветхом Завете рассказывается, как мёртвого человека случайно бросили в могилу пророка Елисея, и он ожил, лишь прикоснувшись к костям праведника. В церковной истории тоже зафиксированы сотни, если не тысячи, свидетельств чудес от мощей.

Почитание святых останков — не формальность, а отклик на живое присутствие святого в жизни верующего. Через них Бог продолжает говорить с миром, указывая путь тем, кто ищет надежды, мира и спасения. И если глава Иоанна Предтечи трижды возвращалась к людям, значит, её миссия в этом мире ещё не окончена.

Особенности церковной службы

7 июня в православных храмах России звучат особые песнопения — торжественные, наполненные глубоким смыслом и духовным светом. В этот день Церковь вспоминает Третье обретение главы Иоанна Крестителя, событие, произошедшее в IX веке и запечатлевшееся в церковной памяти как знак Божьего промысла и силы молитвы.

Богослужение, посвящённое этому дню, отличается богатством текстов и структурной сложностью. Это не просто чинопоследование, а настоящее духовное произведение, созданное для молитвенного размышления и прославления.

В церковной службе этого дня звучат:

  • отпустительный тропарь четвёртого гласа,
  • кондак шестого гласа на распев «Еже о нас», дополненный икосом,
  • канон восьмого гласа,
  • ирмосы,
  • три серии стихир-подобнов,
  • четыре самогласна,
  • четыре седальна,
  • и два светильна.

Как отмечают священники, эта служба одна из наиболее насыщенных по своей поэтике и богословской глубине. Она была составлена в честь явления, когда в 850 году вновь была обретена глава Иоанна — после того как ранее дважды её местонахождение терялось. Событие восприняли как чудо, подтверждающее непрерывное присутствие святого в жизни верующих.

Священник Георгий Чернов из московского храма в разговоре с нами поделился:

«Люди иногда спрашивают: зачем повторять эти тексты? Но в каждой строке — откровение. Прочтите тропарь или кондак не в храме, а дома, в тишине. Это не просто молитва — это встреча с чем-то большим, чем можно выразить словами».

Для желающих приобщиться к празднику, даже если они не смогут посетить храм, рекомендуется прочитать дома тропарь Иоанну Предтече. В нем звучит радость от явления «сокровища небесного», явленного через голову святого:

«Как Божий дар, сокрытый в земле, Христос нам открыл Твою главу, пророче и Предтече. Все мы, собравшись ради этой находки, восклицаем Спасителю — прославим Того, кто молитвами твоими избавляет нас от гибели».

Не менее важен и кондак, в котором Предтеча назван «сияющим светильником», указующим путь ко Христу:

«Ты — столп света, озаривший мир. Главу свою, полную святости, ты открыл на границе земель, освятив тех, кто с верой склоняется и молится: Христов Креститель, спаси нас».

Для православных этот праздник — не просто воспоминание о чуде. Это напоминание о стойкости духа, о необходимости постоянного внутреннего очищения и стремления к свету. А для тех, кто не знаком с богослужебной традицией, 7 июня — хороший повод открыть для себя поэтику церковных текстов и почувствовать дыхание истории, живущей в каждом слове.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях