У дагестанских президентов есть такая традиция – вступая в должность, они обещают назначать министрами молодых профессионалов, а засидевшихся чиновников — отправлять на отдых.
В конце января президент России Владимир Путин принял отставку главы Дагестана Магомедсалама Магомедова и назначил и.о. — депутата Госдумы от фракции «Единая Россия» Рамазана Абдулатипова.
Новый глава сразу же пообещал бороться с безработицей, коррупцией и решать проблемы с безопасностью. А 30 января, во время церемонии представления в зале заседаний Народного собрания Дагестана среди членов республиканского правительства, глав муниципальных образований, депутатов Государственной думы и Народного собрания республики Абдулатипов заявил, что в первую очередь решит кадровые вопросы.
«Сменились два президента Дагестана, но многие остались на своих должностях. Так не пойдет. Нельзя работать по 10-20 лет на одном посту, должна быть сменяемость власти», — отметил он, добавив, что не менее 20% пришедших во власть должны быть молодыми.
В тот же день и.о. главы Дагестана подписал указ об отставке дагестанского правительства. А на следующий – начал «масштабные» кадровые перестановки.
На должность премьер-министра республики назначили бывшего зампредседателя правительства Мухтара Меджидова, а новым зампредом сделали бывшего главу Агентства по туризму Анатолия Карибова, работающего в правительственном аппарате уже 25-тый год. И. о. вице-премьером стал бывший первый вице-премьер, а министром экономики — бывший зам руководителя Администрации Президента и Правительства РД Раюдин Юсуфов, трудящийся в аппарате уже 20 лет. А у нового министра труда и соцразвития Такибат Махмудовой стаж – 23 года.
В общем, никакой молодежи. И даже – никаких новых лиц. Бывшие министрами, стали вице-премьерами, а вице-премьеры – министрами. Люди, работавшие при последнем главе республики (и даже предпоследнем), только сменили кресла.
Опытный и знающий
Горизонтальные перемещения министров в новом правительстве Дагестана объясняются другой «политической» традицией – клановостью и родственностью. Ведь обещания чиновники дают для прессы, а действовать начинают в силу определенных обязательств и клановых принадлежностей.
Не нарушает их и новый глава.
Все на той же церемонии представления полпред президента РФ Александр Хлопонин назвал Абдулатипова «опытным и профессиональным, знающим проблемы Дагестана».
«Да, Абдулатипов человек опытный, он знает и проблемы Дагестана, и как развиваются политические события на Кавказе. И прекрасно понимает, что делать какие-то резкие движения и заменять «старую гвардию» на молодежь, значит — ссориться с клановой элитой», — прокомментировал WordYou.Ru старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО, политолог Владимир Захаров.
А пока главным принципом в российской политике остается не профессионализм, о котором так горячо говорил Абдулатипов, а лояльность, ссориться с элитами никто не станет.
Сломать традицию можно, но делать это нужно не только на Кавказе, но и по всей России, уверен политолог Шамиль Султанов: «Нужно выстраивать систему кадровой политики. Потому что государство – это и есть кадровая система. Но в государстве Россия этой системы пока нет».
А пока ее нет, к власти и будут приходить то екатеринбургские, то питерские, то аварцы, то даргинцы.
Тем временем, «фейковый» Рамазан Абдулатипов в Twitter’е, набирающий все большую популярность у дагестанцев, моментально реагирует на действия своего прототипа: «Продолжаем вводить молодые кадры в правительство!», — уверенно сообщает он.